Спортивная индустрия застряла на подводных камнях

Управление профессиональными спортивными командами, а также организация турниров и чемпионатов в западных странах - достаточно прибыльная сфера бизнеса. В России этот вид предпринимательства только зарождается.

<BR><BR>Управление профессиональными спортивными командами, а также организация турниров и чемпионатов в западных странах - достаточно прибыльная сфера бизнеса. В России этот вид предпринимательства только зарождается.<BR>"Специалисты в российских спортивных федерациях занимаются в основном материально-техническими вопросами. Работа со спонсорами - второстепенная. Зарубежные и международные федерации гораздо больше уделяют внимания тому, как заработать деньги", - говорит руководитель службы маркетинга Комитета по физической культуре и спорту администрации Петербурга Артур Кондраков.<BR>"Сейчас как клубам, так и федерации не до коммерции и получения прибыли", - утверждает Виктор Спиридонов, ответственный секретарь Федерации футбола Петербурга. Однако он предупредил корреспондента "ДП", что получить полную информацию о структуре бюджета спортивных клубов ему не удастся. "Это коммерческая тайна", - объяснил Виктор Спиридонов. Значит, все-таки коммерция есть.<BR><BR><B>Разные структуры</B><BR>За рубежом компенсация расходов на проведение чемпионатов и содержание спортивных команд большей частью идет за счет продажи прав на телетрансляцию, билетов, лицензий на использование символики, спонсорских взносов.<BR>Менее значимые по величине доходы организаторы соревнований и владельцы команд получают от продажи прав на торговлю во время соревнований, от переуступки игроков и взимания платы с участников. <BR>Иногда клубы получают деньги не напрямую, а через федерацию или профессиональные лиги. Например, НХЛ продает права на трансляцию телекомпании, а затем вырученные средства распределяет среди клубов лиги.<BR>В России бюджеты клубов и соревнований пополняются главным образом за счет бюджетных денег и средств так называемых спонсоров и учредителей, которых правильнее называть меценатами. Этих денег не хватает петербургским клубам, чтобы бороться за призовые места в российском чемпионате. Для волейбольного "Автомобилиста" необходимо, чтобы около трети расходов финансировалось из городского бюджета, для СКА - около половины. Об этом заявили руководители клубов.<BR>В профессиональном футболе, по словам Виктора Спиридонова, основной доход поступает за счет продажи игроков. За показ матча по телевидению чаще клубы платят телекомпаниям, чем наоборот. По различным оценкам, футбольный клуб "Зенит" получает от продажи Футбольным союзом права на трансляцию чемпионата России от $10 тыс. до $100 тыс. в год. Уточнить эти данные у руководства клуба не удалось, поскольку президент "Зенита" Виталий Мутко не нашел времени для беседы с корреспондентом "ДП".<BR><BR><B>Кто кому должен платить</B><BR><B>Super-bowl - чемпионат США по американскому футболу - смотрит около половины населения Америки. Стоимость 30 секунд рекламы во время показа матчей составляла в 1995 году </B><BR>$1 млн. Высшей бейсбольной лиге США телекомпании платят за право трансляции в течение 4 лет более $1 млрд. Бейсбольные клубы получают от телетрансляций в среднем $10 млн в год. С таким источником доходов клубам не нужно обращаться с протянутой рукой к государству. <BR>В России о таких доходах от продажи прав трансляции пока можно лишь мечтать. Однако и расходы клубов не так велики, как за рубежом, и за счет телевидения можно было бы значительно улучшить финансовое состояние спортивных команд.<BR>"Пока мы будем платить за трансляцию матчей телевидению, а не оно нам, клубы не смогут приносить прибыль учредителям", - утверждает исполнительный директор волейбольного центра "Автомобилист" Виктор Худобин.<BR>Геннадий Орлов, руководитель творческого объединения спортивных программ ГТРК "Петербург - 5-й канал", считает, что вопрос о том, кто кому должен платить, зависит от успехов участников чемпионатов. "Если команда не претендует на призовое место, игра ее неинтересная, то за что ей платить?" - спрашивает он. <BR>По словам Геннадия Орлова, спортивная редакция "5-го канала" не заинтересована в рекламе. "Мы получаем фиксированную зарплату, а доходы от рекламы идут большей частью рекламному агентству. Около 1/3 выручки поступает в общий бюджет телекомпании. Возможно, это положение изменится с акционированием "5-го канала", - говорит Геннадий Орлов.<BR><B>Сейчас "5-й канал" стал региональным и получил право с </B><BR>1 ноября 1997 года транслировать матчи с участием местных команд. "Зенит" пока отказался от трансляции матча, который пройдет 1 ноября, хотя клубу она будет предоставлена бесплатно. Вероятно, Виталий Мутко начал выторговывать лучшие условия. "Такая позиция президента "Зенита" оправданна, - говорит Геннадий Орлов. - Только никакая другая местная телекомпания не в состоянии транслировать матч на хорошем уровне. У них нет таких технических возможностей, как у "5-го канала".<BR><BR><B>Зрители - вне игры</B><BR>Зрительский интерес к спортивным состязаниям значительно упал в последнее время. Трансляцию футбольного матча, по данным редакции спортивных программ "5-го канала", смотрит в лучшем случае 100-150 тыс. человек. Аудитория, увлекающаяся "мыльными операми", гораздо больше - 600-700 тыс. человек. <BR>В Петербурге, по некоторым данным, спортивные передачи смотрят 3-5% населения. Правда, неизвестно, откуда эти данные появились. "Никто не заказывает исследований зрительских предпочтений. В общем, эти данные не особо интересуют клубы. Они только сейчас начинают понимать, что необходимо привлекать зрителей на соревнования", - говорит Артур Кондраков.<BR>Несмотря на падение интереса к спорту в России, все же возможности для привлечения на соревнования болельщиков и роста зрительской аудитории существуют. <BR>"Вполне можно увеличить в 2-3 раза количество зрителей на соревнованиях по многим видам спорта", - говорит Андрей Юшин, исполнительный директор фонда инвалидов спорта "Эдельвейс". Благодаря умелой организации матчей с участием хоккейного клуба ЦСКА, когда его долю приобрел владелец Pittsburgh Penguins, посещаемость возросла на 600%. <BR>"Мы пытались привлечь зрителей, - говорит генеральный директор АО "СКА-Хоккей" Николай Титченко, - но столкнулись с трудностями. Для завлечения болельщиков нужны первоначальные инвестиции. Если бы СКК "Юбилейный" был наш, мы бы оформили его по-другому, сделали бы из него настоящую хоккейную арену".<BR>В падении зрительского интереса можно обвинить и телевизионщиков. Часто непрофессионализм спортивных комментаторов отталкивает как зрителей, так и спонсоров. Репортажи чаще всего бесцветны и скучны.<BR>"В Германии на турнире мы видели себя по центральному телевидению по полчаса несколько дней подряд. В России мы об этом даже не мечтаем. Один раз нас показывали по одному из петербургских каналов, и то - получилась скорее антиреклама нового для России вида спорта. Диктор сообщил зрителям, что бейсбол в России - то же самое, что футбол во Вьетнаме", - рассказал менеджер бейсбольного клуба "Петербургские львы". Однажды комментатор на матче с участием "Зенита", перечисляя спонсоров, сказал в конце: "...и какая-то там "Пицца". Весь следующий тайм он пытался исправить свой ляпсус и говорил, что спонсором является не "какая-то "Пицца", а именно "Пицца Риф", но было уже поздно. <BR>"Появятся спонсоры - появятся и хорошие спортивные комментаторы", - говорит Андрей Юшин. Получается замкнутый круг. <BR><BR><B>Спонсоры по звонку</B><BR>По данным "ДП", привлечение спонсоров и учредителей в команды мастеров происходит по звонку губернатора Петербурга Владимира Яковлева. Он просит ту или иную компанию поддержать спортивную честь города. Что получают взамен фирмы - можно лишь догадываться. Иногда предприниматели помогают проводить соревнования и существовать спортивным клубам просто из любви к спорту. Однако это называется не спонсорство, а меценатство. <BR>"Большинство спонсоров недовольны или наполовину довольны результатами финансовой поддержки, оказанной командам и организаторам спортивных состязаний", - говорит Артур Кондраков. <BR>"Нестабильность в экономике рождает сиюминутные интересы у компаний, которые являются потенциальными спонсорами. А спонсорство дает отдачу лишь в перспективе", - объясняет невысокий интерес спонсоров к спорту Николай Титченко. Об этом "ДП" рассказывал в №37/97.<BR>Руководители клубов в один голос заявляют также, что нынешнее российское налоговое законодательство не способствует тому, чтобы компании поддерживали и развивали спорт. По этой причине не приходят в спортивную индустрию западные капиталы и западные фирмы, которые специализируются на организации соревнований. Однако единичные случаи проведения западными компаниями турниров (например, чемпионат мира по фигурному катанию, который прошел в Петербурге в 1996 году) в России уже есть. Уровень организации, по мнению специалистов, при этом заметно выше, чем на других чемпионатах, проходящих в Петербурге. <BR><BR><B>Нужны организаторы</B><BR>За рубежом финансовыми и организационными вопросами чемпионатов и турниров занимаются специализированные фирмы. У нас таких специализированных фирм практически нет. Заполнить эту нишу стремится компания "Петербург Спорт Маркетинг" - дочерняя структура фонда "Эдельвейс". Ее деятельность будет направлена на проведение соревнований по видам спорта, которые еще не очень популярны в России. <BR><BR><B>Подводные камни</B><BR>Почти все, кто занят в сфере зарождающейся спортивной индустрии, говорят о подводных камнях, которые нужно уметь обходить. Далее собеседники замолкают.<BR>По данным "ДП", под подводными камнями может подразумеваться необходимость дачи взятки представителю телекомпании, для того чтобы матч или турнир транслировался по телевидению, а также контакты с представителями власти. На проведение соревнований иногда реальнее получить из городского или федерального бюджетов $100 тыс., чем $10 тыс. Именно поэтому чиновники любят проводить крупные международные турниры в Петербурге. Чем значительнее турнир, тем больше можно получить на его проведение средств из бюджета и, следовательно, больше оставить у себя в кармане. О том, что бюджеты некоторых турниров, вероятно, слишком раздуты, не раз намекали СМИ.<BR>Вероятно, из-за подводных камней информация о структуре бюджетов клубов и соревнований, а также прочие сведения о финансовых операциях остаются закрыты для общественности. "Я гораздо больше знаю о том, что происходит в области спортивного маркетинга в США, чем в Петербурге", - говорит Артур Кондраков.<BR>Закрытость руководителей спортклубов и организаторов соревнований вряд ли способствует привлечению денег в спорт и росту их профессионализма.