00:0026 сентября 199700:00
28просмотров
00:0026 сентября 1997
Краткосрочное обучение, имеющее целью выработать у сотрудников полезные навыки, стало весьма популярным в петербургских фирмах. Однако выбор тренера и программы обучения, а также оценка эффективности затрат на это обучение часто становится для руководства
<BR><BR>Краткосрочное обучение, имеющее целью выработать у сотрудников полезные навыки, стало весьма популярным в петербургских фирмах. Однако выбор тренера и программы обучения, а также оценка эффективности затрат на это обучение часто становится для руководства неразрешимой задачей. <BR><BR>Существует много различных определений понятия "тренинг". Однако в самом общем виде тренинг - это действия, разработанные и предпринятые для другого человека или группы людей с целью совершенствования какой-то определенной его (их) деятельности. <BR>Руководители компаний, понимая, что обучение сотрудников является одним из средств победы в конкурентной борьбе, не все уверены, что стоит тратить деньги на тренировку персонала. Их не убеждают данные некоторых "крутых" западных компаний, которые подсчитали, что средства, вложенные в тренировку сотрудников, работают эффективнее, нежели средства, потраченные на рекламу. <BR>"Тренинг не принес нам ничего, кроме затрат. Кроме того, некоторые сотрудники, прошедшие его, вскоре покинули фирму", - пожаловался директор одной петербургской компании.<BR><BR><B>Мифы и легенды</B><BR>Некоторые руководители уверены, что тренинг - личное дело каждого: людям достаточно платят, чтобы они сами заботились о своем развитии. Этих руководителей почему-то не ставит в тупик вопрос: кто отвечает за перспективы бизнеса, который развивают эти работники? Некоторые руководители среднего звена, сильно заваленные работой, считают, что тенинг - дело департамента по персоналу. При этом они не отрицают, что с подчиненными предстоит работать им, а не этому департаменту. <BR>Приняв решение о проведении тренировки сотрудников, руководители устремляются на поиски готовой, "упакованной" программы. И они ее находят. В Петербурге достаточно тренинговых организаций. В принципе, тренеры могут предложить и провести курс для любой группы людей. Их научат технике продаж, навыкам работы в команде и многому другому. Однако оказывается, что участники тренинга приобретают не совсем то, чего от них как от сотрудников хочет фирма. <BR>"На каком-то этапе развития мы полностью пересмотрели систему обучения сотрудников, сделав ее циклической. Планируя конкретные цели обучения на новом этапе, мы исходим из запросов сотрудника и линейного менеджера. Они лучше знают, каких навыков в работе им не хватает", - говорит генеральный директор фирмы "Интеллект-Сервис" Андрей Голубев. <BR><BR><B>Эффект - на лице</B><BR>Многие руководители уверены, что тренинг обязательно улучшит деятельность организации. На самом деле тренинг - всего лишь один элемент в цельной системе деятельности организации. Конкретные навыки, выработанные с помощью тренинга, должны быть востребованы организацией в процессе работы. <BR>"Настоящий тренинг является и следствием и причиной изменений в фирме. Нужно быть готовым к тому, что люди, вкусившие соблазн совершенствования, захотят развивать работу и стуктуру организации. Тренинг должен быть привлекателен для сотрудников, а его положительные результаты - поощряться и поддерживаться. В этом и заключается техника непосредственного руководства людьми", - говорит доцент Учебного центра подготовки руководителей, тренер с большим стажем Андрей Дружинин. <BR>Большинство экспертов в области управления персоналом и тренеров считают, что главный критерий эффективности тренинга - достижение запланированных положительных изменений в рабочем поведении сотрудников. Однако эффективность можно оценивать по дополнительным комплексным критериям, таким, как положительная реакция участников на проведенный тренинг, степень освоения знаний, навыков и умений, влияние тренинга на текучесть кадров, на производительность и объемы продаж.<BR>"Руководитель должен сосредоточиться отнюдь не на недостатках своих подчиненных, а на тех достоинствах, которые должен был развить тренинг. Именно такой подход конструктивен при оценке эффективности тренинга", - говорит директор Центра социального и психологического консультирования Евгений Креславский. <BR>Об эффективности тренинга можно судить по итогам сравнения актуальных затрат и результатов деятельности людей, прошедших тренинг. После оценки эффективности можно принять решение о выборе новой тренинговой задачи или другого преподавателя. <BR><BR>А тренер кто?<BR>Чем организация лучше подготовилась к тренингу, тем легче ей найти конкретного исполнителя. Во многом выбор тренера определяет сама тренинговая задача. Одна тренинговая программа может предполагать совершенствование знаний, другая - навыков и/или умений, третья - установок сотрудников и отношений на рабочем месте. В любом случае опытные специалисты рекомендуют выяснить, каковы опыт и знания тренера. Лучше всего, если его практический опыт в конкретной области бизнеса будет уравновешен опытом активного преподавания. Не всегда тренинговая задача требует от тренера детального знания предмета. Зато практически всегда - владения методикой и технологией передачи знаний участникам тренинга. Немаловажно, чтобы тренер был яркой и симпатичной личностью.<BR>Недавно компания "Петросиб" организовала вводный тренинг для группы новых сотрудников и молодых людей, еще не принятых в компанию. Тренинг проводил главный режиссер Театра имени В.Ф. Комиссаржевской Александр Исаков. "Некоторые из навыков актерского мастерства - внимание, воображение, способность приспосабливаться к партнеру, умение общаться являются необходимыми качествами современного продавца. И все же основной целью было раскрепощение людей, смена их жизненной установки. Ведь слово "продавец" имеет для большинства людей закрытый смысл", - говорит режиссер. <BR>Консультант по развитию "Петросиба" Серджио Гуцаленко уверен, что правильно сформулировал задачу и выбрал исполнителя: "Верно ориентированных людей мы сможем обучать значительно быстрее".