00:0017 сентября 199700:00
47просмотров
00:0017 сентября 1997
В июле 1997 года по троллейбусным и трамвайным паркам прокатилась волна сокращений. Сокращали в основном не руководство или водителей. Пришло распоряжение о том, что надо уменьшить количество выпускаемого на линии подвижного состава.
<BR><BR>В июле 1997 года по троллейбусным и трамвайным паркам прокатилась волна сокращений. Сокращали в основном не руководство или водителей. Пришло распоряжение о том, что надо уменьшить количество выпускаемого на линии подвижного состава. <BR>Во многих парках - как трамвайных, так и троллейбусных, было "законсервировано" по 10-15 машин. "Такого отношения со стороны властей я не видел никогда", - возмущен Владислав Репкин, который уже 15 лет работает директором Троллейбусного парка №3.<BR>Власти же бросили все силы на организацию автобусного движения. "Мы сейчас разберемся с автобусами, а потом займемся электрическим транспортом", - сообщил председатель Комитета по транспорту Алексей Чумак.<BR>По паркам "Горэлектротранса" ходят слухи, что некоторые из них будут закрыты. Директора парков разводят руками: что вообще будет с троллейбусами в Петербурге - неизвестно. <BR><BR><B>Бедный трамвай</B><BR>К трамваю у властей отношение особое. Разговоры о закрытии трамвайного движения в городе не дают "трамвайщикам" спать спокойно. "Губернатор считает, что трамваи разрушают город. Но, если делать трамвайные пути по евростандарту, трамвай не повредит городу", - уверен главный инженер Трамвайного парка №4 Александр Клюев. На защиту трамвая встает и директор совмещенного Трамвайно-троллейбусного парка Василий Лупанов, который восклицает: "Как можно лишить трамвая самый трамвайный город России!" К слову, в 1997 году петербургскому трамваю исполняется 90 лет.<BR>Все слухи о закрытии и трамвайных, и троллейбусных парков упорно опровергает генеральный директор государственного предприятия "Горэлектротранс" Юрий Горлин. "Пока нет генеральной схемы общественного транспорта города, ни один трамвай снят не будет", - уверяет он. А что касается новых трамвайных путей, на Литейном проспекте уже построено 6 км трассы по немецко-финлянд-ской технологии со сроком эксплуатации не менее 30 лет. Обычные пути рассчитаны на 10-15 лет службы. Общая протяженность трамвайных линий в городе - 680 км.<BR>По данным ГП "Горэлектро-транс", из имеющихся в наличии 1688 трамваев требуют списания в этом году 623, а изношены более чем на 50% 669 машин. Среди троллейбусов к списанию готовятся 468, а 377 изношены более чем на 50%.<BR><BR><B>Троллейбусу наставили рога</B><BR>В то же время закупки подвижного состава практически остановлены. Если в 1996 году закупили 23 трамвайных вагона и 3 троллейбуса, то в 1997 году будет куплено 5 вагонов и 4 троллейбуса. Производит трамваи Петербургский трамвайно-механический завод. Стоит один вагон порядка 1324 млн рублей. Кстати, в конце сентября состоится запуск петербургского трамвая в Волгограде. Именно он выиграл местный тендер, "как самый дешевый", полагают петербургские транспортники.<BR>Если трамваи город покупает новые, то на троллейбусах научились экономить. Можно покупать новые троллейбусы в городе Энгельсе (Саратовская обл.), как это и делали всю жизнь. Стоит новый троллейбус около 1 млрд рублей. Но в Петербурге пошли по пути уменьшения расходов. Петербургский троллейбусный завод, находящийся в составе ГП "Горэлектротранс", начал модернизировать старые троллейбусы. Специалисты ГП радуются, что на заводе ремонтируют троллейбусы так, что они "как новенькие становятся". Стоит модернизация всего 238 млн рублей. Покупки ГП "Гор-электротранс" город оплачивает векселями, по системе взаимозачетов или дает гарантии на получение кредитов. "Живые" деньги от города получаем очень редко, в основном деньги "мертвые", - с печалью в голосе иронизирует начальник планово-экономического отдела ГП Ольга Купчинская.<BR><BR><B>"Живые" деньги </B><BR>Финансируется электриче-ский транспорт из городского бюджета. Кроме того, парки имеют возможность зарабатывать продажей билетов и рекламой. В 1996 году местный бюджет выделил на электрический транспорт 347 млрд рублей, в 1997 году запланировано 189 млрд рублей.<BR>Затраты в смену на один трамвай и троллейбус в парках оценивают приблизительно в 500.000 рублей. При этом их заработок не превышает 200.000 рублей в смену. В последнее время в плановом отделе ГП отмечают, что выручка от продажи билетов и талонов на линии повышается по отношению к централизованной продаже через киоски.<BR>Увеличение выручки на местах произошло и после введения кондукторов.<BR><BR>Прекрасные цены...<BR>Ни городские власти, ни сами транспортники пока не видят улучшения ситуации в повышении тарифов. "Мы можем увеличить тариф, но качество перевозок не улучшится и машин новых не прибавится", - в один голос утверждают директор совмещенного Трамвайно-троллейбусного парка Василий Лупанов и Ольга Купчинская. - Мы можем свести концы с концами и при таких тарифах". Однако убытки ГП колоссальны. Кредиторская задолженность предприятия на июль составила около 250 млрд рублей.<BR>Это и пугает некоторых директоров парков. "Комитет не дает повышать тарифы, и в то же время нас называют иждивенцами", - недоумевает Владислав Репкин. <BR><BR><B>...и некрасивые заработки</B><BR>Денежные проблемы на электротранспорте бьют и по персоналу парков. По данным Троллейбусного парка №3, месячная зарплата водителя первого класса 931.000 рублей, водителя третьего класса - 758.000 рублей. При этом почти во всех парках зарплату задерживают на 1-1,5 месяца.<BR>"У ремонтников зарплата еще меньше. Непонятно, как люди вообще работают при таких зарплатах, - удивляется Владислав Репкин. - Поэтому и большая текучка кадров: квалифицированный рабочий за такие деньги работать не будет".<BR>"Бюджетного финансирования едва хватает на зарплату и налоги. В последнее время не на что даже покупать запчасти. Стыдно смотреть в глаза водителям и ремонтникам: для поддержания технического состояния транспорта приходится по нескольку раз перебирать старые двигатели", - говорит директор совмещенного парка Василий Лупанов.<BR>В "Горэлектротрансе" работают 15.000 человек. Из них 3400 сотрудников - ветераны трамвайного и троллейбусного движения и 500 человек - участники Великой Отечественной войны и блокадники. "Сокращения идут постоянно, в основном за счет ИТР", - отметил генеральный директор "Горэлектротранса".<BR><BR><B>Маршрутная песня</B><BR>Николай Константинов, руководитель аппарата вице-губернатора Петербурга Юрия Антонова, так сформулировал основную суть транспортных реформ: "Сделать транспорт окупаемым, не затрагивая пассажира". К счастью, "делать транспорт окупаемым" власти собираются только после обследования маршрутов, которое будет проводиться в октябре 1997 года. "Мы должны разобраться, будем ли мы настаивать на повышении бюджетного финансирования, или мы должны более рационально использовать имеющиеся средства", - сказал он.<BR>Сейчас в городе 63 трамвайных и 48 троллейбусных маршрутов. По данным ГП "Горэлектротранс" (немного устаревшим), 24% всех городских перевозок - трамвайные и 18% - троллейбусные. Однако Юрий Горлин говорит: "Я считаю, что мы перевозим 50% всех пассажиров. Остальных возят метро и автобус".<BR>О необходимости дифференциации маршрутов говорят и практики. "Есть доходные маршруты, а есть - недоходные, на которых ездят очень мало пассажиров, и в основном пенсионеры, - вторит директор Совмещенного парка Василий Лупанов. - Предприниматель на моем месте ликвидировал бы "бесплатные" маршруты. Но мы - муниципальный транспорт, поэтому должны работать на всех маршрутах".