Рыба ищет, где население богаче и просвещеннее

Объем продаж рыбы и морепродуктов в Петербурге, несмотря на рост доходов населения, вряд ли увеличится в ближайшее время. Однако рыбные продукты могут расширить свое присутствие на рынке за счет изменения предпочтений потребителей и развития более дешевог

<BR><BR>Объем продаж рыбы и морепродуктов в Петербурге, несмотря на рост доходов населения, вряд ли увеличится в ближайшее время. Однако рыбные продукты могут расширить свое присутствие на рынке за счет изменения предпочтений потребителей и развития более дешевого отечественного рыбоводства.<BR>Потребление лососей, креветок, икры и карпов в крупнейшем российском портовом городе в 1990 году составляло около 20 кг на душу населения в год. В 1994 году этот показатель сократился до 10 кг (см. графики) и практически не изменился в последние годы. Петербург отстает от других подобных скандинавских и европейских городов, население которых потребляет десятки килограм рыбы и морепродуктов в год. <BR><BR><B>Рыба - не мясо, но может его заменить</B><BR>Относительно низкое использование даров моря в рационе петербуржцев объясняется не только низкими доходами. Просто им гораздо привычнее покупать мясные продукты и деликатесы. Если в отделах, где находятся колбасы, мясо или куриные окорока, практически все посетители что-то приобретают, то рыбный отдел не так популярен. <BR>Для большинства покупателей прилавки с морепродуктами - выставочная экспозиция, на которую можно посмотреть, если будет время. Их часто обходят стороной даже те, кто покупает дорогие мясные деликатесы. (Исключение составляют рыбные отделы, где выставлены привычные для отечественных потребителей дешевые рыбы - треска, хек и минтай.) Следовательно, дело не только в цене рыбы, креветок и кальмаров. Сказываются консервативность вкуса, нежелание покупателей экспериментировать и незнание способов приготовления неизвестных продуктов. <BR>Лосось, осетр, форель и лещ могут потеснить на рынке мясные продукты. Однако для этого нужно активное воздействие на потребителей. "Чтобы изменить предпочтения людей, нужно устраивать дегустации, проводить рекламные кампании, раздавать рецепты приготовления блюд из рыбы и продуктов моря, но нам это пока не под силу. Может быть, через несколько месяцев устроим рыбный фестиваль, но это еще не решено окончательно", - говорит Дмитрий Караваев, бизнес-администратор фирмы "Благовест", которая специализируется на импорте норвежского лосося. <BR>По-видимому, и другие фирмы, торгующие оптом, в данном секторе рынка также не готовы выделять большие суммы на рекламные и сбытовые акции. "У нас пока никто из поставщиков не устраивал дегустации, не предлагал рецепты приготовления покупателям. Ни они, ни мы к этому еще не готовы", - говорит Марина Захарова, директор магазина "Океан", расположенного на Садовой улице.<BR>Зарубежные поставщики также не хотят участвовать своими капиталами в сбытовых и рекламных акциях. Возможно, мешает узкая специализация. Один выращивает лососевые культуры, другой - форель. Кто-то не хочет пропагандировать потребление рыбы вообще.<BR><BR><B>Рыбные пастбища</B><BR>Другой путь расширения рынка рыбопродуктов - развитие отечественного рыбоводства. "При ввозе рыбных продуктов из-за рубежа поставщики платят таможенные пошлины, несут существенные транспортные издержки. Если при выращивании рыбы в России использовать современные технологии, то она станет значительно дешевле импортной. Снижение цены повлекло бы за собой расширение круга потребителей", - предполагает Дмитрий Караваев. <BR>Отрасль рыбного хозяйства сейчас находится в плачевном состоянии. По данным Северо-Западного союза рыболовных и рыбоводческих колхозов (СЗСРК), улов и выращивание рыбы в регионе сократились с 1990 года примерно в 3 раза - больше, чем потребление рыбных продуктов. Это означает, что отечественную продукцию вытесняет импорт (в основном в категории благородных рыб - лосось, осетр, форель). <BR>Представитель СЗСРК, который пожелал остаться неназванным, заявил корреспонденту "ДП", что в развале рыбоводства виноваты реформы, и теперь отрасль находится в полном развале и изменить что-либо вряд ли возможно. Возможно, это означает, что создать новое хозяйство более оправданно, чем спасать неконкурентоспособные колхозы.<BR>По данным фирм "Форкис" и "Винета", объем первоначальных инвестиций в ферму с оборудованием, предназначенным для товарного выращивания различных видов рыб в море и на крупных озерах, потребуется не более 2 млрд рублей. Окупаемость проекта не превысит 3 лет. Промышленно развитые страны уже много лет работают в области искусственного выращивания товарной рыбы. Так, например, страны Скандинавии, климатические и природные условия которых сходны с Северо-Западным регионом, ежегодно производят искусственно выращенной рыбы в десятки раз больше, чем вся Россия.<BR>"Самое широкое распространение во многих странах мира получили садковые фермерские хозяйства на естественных водоемах, ввиду сравнительно небольших затрат и высокой рентабельности производства. Кроме того, эти хозяйства открывают широкие возможности для сопутствующей индустрии отдыха и развлечений, включая лицензионное любительское рыболовство, подводную охоту, прогулки с аквалангом по территории фермы", - говорит старший научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства Сергей Михельсон.