Аптечный бизнес входит в моду

Кажется, только ленивый не открывает аптеку или аптечный киоск или просто не раскладывает набор медикаментов на столике в универсаме.

<BR>Кажется, только ленивый не открывает аптеку или аптечный киоск или просто не раскладывает набор медикаментов на столике в универсаме.<BR><BR>К неудовольствию специалистов, граница между безрецептурными и рецептурными средствами становится все более зыбкой. Настороженность профессионалов вызывает и агрессивная реклама пищевых добавок: их предлагают даже в пригородных электричках. Но и в аптеке практически любое лекарство можно получить без рецепта. <BR>Врача, выписывающего рецепт, все чаще заменяет телевизионная реклама. Нередки случаи, когда разрекламированное средство скупается с невиданной активностью, аптеки заказывают его большими партиями по предоплате. Потом рекламная кампания заканчивается - и спрос падает. А лекарство остается на полках.<BR><BR><B>Путь к популярности</B><BR>Как правило, в аптеке от 2000 до 3000 лекарственных препаратов. Какое болеутоляющее из десятка аналогов выберет покупатель, зависит от известности той или иной марки. <BR>Фирмы - производители лекарств и дистрибьюторы, заинтересованные в продвижении своих товаров, оценили эффективность проведения конференций и семинаров для специалистов (хороший ход - выступление какого-либо известного врача, рассказывающего, как успешно он применяет в своей практике данное лекарство).<BR>В зависимости от возможностей и амбиций компании-производителя выбирается место проведения. Новый препарат "Лактофидус", нормализующий биофлору кишечника у новорожденных, фирма Danone представляла в Гранд-отеле "Европа".<BR>Созданный компанией SmithKline Beecham Санкт-Петербургский клуб фармацевтов - это не только постоянная аудитория семинаров, но и постоянный штат волонтеров-фармацевтов, убежденных в неоспоримых преимуществах "Солпадеина", "Панадола" и "Эндрюс Ансвер". Клубы SmithKline Beecham уже действуют во многих крупных европейских городах.<BR><BR>"Первостольники"<BR>Считается, что аптеки практически не участвуют в продвижении препаратов. "90% аптек свою закупочную политику ведут исходя из спроса: пять покупателей спросили лекарство, которого в данный момент нет, значит, надо его закупать", - делится наблюдениями начальник городского отдела фирмы "Яблочко СО" Владимир Баранов. <BR>Между тем преимущество положения "первостольника" (так в профессиональной среде называют фармацевта, который нередко оказывается первым специалистом на пути заболевшего) очевидно. Он может дать совет при выборе лекарства, подобрать заменители. Нетрудно предположить, что фармацевт, ангажированный фирмой-производителем, будет рекомендовать именно ее препарат. Не случайно в коммерческих аптеках придается большое значение обучению персонала и уровню обслуживания, вкладываются большие деньги в отделку помещений. По словам сотрудника фирмы "Гиос" Игоря Митина, в 1997 году доля заказов, поступающих от аптек, составляет 25-30% от оборота (в 1996 году этот показатель не превышал 10%). <BR>В аптеке "Фарм-Балтик" продвижение новых препаратов осуществляется через справочную службу: сюда за информацией о новых препаратах и о ценах на них обращаются врачи города. <BR><BR>Бизнес, не бизнес...<BR>В детской аптеке "Даниил" ведет прием педиатр, продаются книги, адресованные родителям новорожденного. "В нашей аптеке со всей возможной полнотой представлен детский ассортимент лекарственных препаратов. Помимо обычного детского питания у нас есть и смеси для больных детей. Но такие вещи, на мой взгляд, не могут быть основой бизнеса и предметом рекламы. Кстати, наценки на эти препараты минимальные", - говорит коммерческий директор аптеки "Даниил" Ольга Смирнова. <BR>Щепетильное отношение к собственному товару вообще характерно для аптекарей-коммерсантов. "Аптека - это не коммерческое учреждение, а медицинское", - уверена заместитель директора фирмы "Фарм-Балтик" Ирина Гусева (как, впрочем, и другие представители аптечного бизнеса). Они утверждают, что именно коммерческие аптеки имеют возможность предложить потребителю наиболее полный ассортимент и выгодные цены. Специалисты предрекают, что количество аптек в городе за 2 года увеличится примерно в 2 раза. Однако никто не отменял нормативный акт, в соответствии с которым расстояние между двумя городскими аптеками должно быть не менее 500 метров.<BR><BR><B>Ценообразование</B><BR>Существующее ограничение - максимальная 50%-ная наценка в рознице - не приводит к установлению более или менее одинаковых цен. Практикам известно множество способов скрыть от ревизоров первоначальную цену. В итоге цены на одно и то же лекарство в разных аптеках могут отличаться в 2, а то и в 3-4 раза. "Крупные аптеки, особенно расположенные в центре города, могут себе позволить роскошь покупать товар по более высоким ценам и продавать его с максимальными наценками, могут держать какой-нибудь дорогой нераскрученный препарат просто для ассортимента", - считает Владимир Баранов. <BR>Представители "центральных" аптек уверяют, что время, когда аптеки на Невском проспекте снабжались лучше, чем остальные, давно прошло. И цены, по их утверждению, в "центральных" аптеках бывают даже ниже, чем в "спальных" районах, а наценку более 25-30% не может себе позволить никто. (Д. В.)