Петербург ужесточит контроль за землей

В Петербурге нарушения земельного законодательства носят массовый характер.

<BR><BR>В Петербурге нарушения земельного законодательства носят массовый характер.<BR>С принятием Земельного кодекса сотни землевладельцев могут лишиться своих прав. Пока же они свободны от любых обязательств.<BR><BR><B>Практика </B><BR>Пока статистика работы Управления Госконтроля достаточно скромная (см. таблицу). Цифры не отражают реального положения в сфере нарушений земельного законодательства, которые исчисляются тысячами. По мнению начальника Управления Госконтроля Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Петербурга Владимира Березина, основу этих нарушений составляют три большие группы. Половина из наиболее часто встречающихся нарушений - это самовольное занятие земельного участка. Владимир Березин подчеркивает, что "занятие участка" не имеет никакого отношения к самозахвату. Например, предприятие находится на конкретном участке уже много десятилетий. По этой причине оформлять свои правоотношения с Комитетом по управлению городским имуществом на фактически занимаемую землю предприятие не спешит. <BR>Другая крупная группа нарушений - использование участков не по целевому назначению. Классический пример: автостоянки на землях, принадлежащих спортивным учреждениям. И наконец, Владимир Березин третьей большой группой нарушений называет "неправильное понимание своих прав как собственника". В пример приводится акционерное общество "Морской порт". На его территории находится около 200 арендаторов. Однако сам арендодатель только оформляет свои права на землю. Поэтому сдавать участки в аренду права не имел. <BR><BR><B>Неприятие</B><BR> Все перечисленные нарушения носят массовый характер, а сами нарушители не стремятся их исправлять. <BR>Объяснением многих проблем, связанных со слабым контролем за соблюдением земельного законодательства, стало распределение приоритетов. Сейчас в КЗРиЗ приоритетным является работа по регистрации прав землепользователей. Все остальное отнесено на условный второй план. Решением проблемы может стать не смена приоритетов, а реформирование существующего законодательства в области контроля. <BR>Одним из первых в длинном списке необходимых мер должно стоять создание гибкого механизма кратных штрафных санкций. Госконтроль имеет право предписывать прекратить эксплуатацию объекта при обнаружении нарушений. <BR>Теперь КЗРиЗ распорядился при проведении проверок инспекторами комитета выписывать два документа: один - должностному лицу-нарушителю, другой - организации, финансирующей объект.<BR><BR><B>Другое</B><BR>Более радикальным решением проблем могло бы стать принятие закона Петербурга о порядке изъятия земель за нарушения земельного законодательства. Однако его принятие тормозится по вполне объективным причинам - мешает отсутствие федеральной нормативной базы. В частности, непринятая Государственной думой глава 17 (право собственности и другие вещные права на землю) нового ГК, а также глава 125 (административная и уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства) вообще пока не принятого Земельного кодекса.<BR><BR>За первую половину 1997 года по итогам проверок Госконтроля КЗРиЗ начислено штрафов на сумму более 0,5 млрд рублей. Реально взыскано около трети от начисленного.