00:0020 августа 199700:00
11просмотров
00:0020 августа 1997
Согласно расхожему представлению, идеология - способ прокормиться для политиков и "очкариков". Однако идеология - это еще и способ выжить и спокойно существовать для всех остальных.
<BR><BR>Согласно расхожему представлению, идеология - способ прокормиться для политиков и "очкариков". Однако идеология - это еще и способ выжить и спокойно существовать для всех остальных. <BR>Любая группа людей, будь то политическая партия или персонал магазина, должна чем-то отличаться от всех прочих, например от клиентов этого магазина. Идеология - это набор отличий, не позволяющих группе раствориться в обществе без следа. Добавим, что мало-мальски разработанная идеология располагает образом олицетворяющего ее персонажа или героя. Когда группа сформирована, ей необходимо договориться о четких принципах внутреннего взаимодействия, иначе она истребит себя в междуусобицах. Членам группы необходимо иметь сходное мнение по вопросу о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Если группа объединяет владельцев и сотрудников коммерческой оранизации, идеология этой группы начинает оказывать существенное, хотя и не всегда очевидное, влияние на процесс извлечения прибыли. Так, население нашей страны до сих пор не имеет общего мнения по вопросу о том, хорошо ли заниматься частным бизнесом и быть богатым. Богатых не любят ни в одной стране мира - вся разница в уровне терпимости по отношению к состоятельным людям. Для всякого бизнеса идеология - это набор аргументов, оправдывающих богатство в глазах основной массы людей. Отечественный бизнес таких аргументов обществу пока не предлагает. Результат - неприязненная позиция властей, налоговых служб и общества по отношению к новым русским. Страна по многолетней привычке пользуется старым идеологическим аппаратом, в который не вписывается даже владелец киоска, не говоря уже о долларовом миллионере. <BR>Когда цена на один и тот же товар одинакова во всех магазинах, потребитель выбирает того продавца, чьи неценовые отличия от конкурентов оказываются наиболее привлекательными. Прежде чем продать свой товар, нужно продать свою идеологию - "или проиграешь". Конкуренция на российском рынке еще не настолько высока, чтобы профессиональная пропаганда (не путать с рекламой!) превратилась в повседневный инструмент отечественного бизнесмена. Идеологическая подоплека ряда крупных банкротств сегодня очевидна лишь узкому кругу тех самых "очкариков". Однако российская буржуазия последние несколько лет терпит сокрушительное идеологическое поражение именно потому, что пытается купить породившее ее общество, а не договориться с ним, - идеология современного отечественного бизнеса представляется именно такой. Связями с общественностью вместо профессиональных пропагандистов занимаются фуршетных дел мастера, в то время как новые отечественные технологии пропаганды, финансовые и человеческие ресурсы уже позволяют российскому буржуа стать положительным героем своего времени. Общество азартно выясняет, какой способ воровать у самих себя пристойнее: не платить налоги или месяцами требовать денег за неквалифицированное и никому не нужное посещение рабочего места. "Все богатые - жулики", "веселие Руси питие есть", "умничать молоды еще", "пусть работает трактор", "барин всех рассудит", "будут против - дадим денег". Эти эксперименты на самих себе - тоже идеология. Только она вряд ли кому по карману. Коммерческие структуры могут попытаться убедить общество взять на вооружение более практичные правила игры, скажем, на примере нескольких отдельно взятых банков, которые не покупают прессу, а пытаются устранить вызвавший негативные публикации предмет своих разногласий с ее читателями.