00:0020 августа 199700:00
41просмотров
00:0020 августа 1997
Еще совсем недавно можно было говорить об иммунитете субъектов малого предпринимательства к изменениям налогового законодательства, создающим для них менее благоприятные условия.
<BR>Еще совсем недавно можно было говорить об иммунитете субъектов малого предпринимательства к изменениям налогового законодательства, создающим для них менее благоприятные условия.<BR>Это позволял федеральный Закон от 14.06.95 №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ".<BR>С принятием Налогового кодекса, который уже прошел первое чтение, ситуация может измениться кардинальным образом. В нем нет прежней нормы о том, что в течение первых 4 лет работы малые предприятия подлежат налогообложению в порядке, который действовал на момент их регистрации.<BR><BR><B>Как все</B><BR>В случае принятия кодекса предприятия, ранее считавшиеся малыми, перейдут в разряд обычных юридических лиц. Так, если в настоящее время статус "малое" присваивается исходя из размера доли в уставном капитале предприятия других юридических лиц и средней численности работников, то в проекте кодекса критерии изменены. В расчет по-прежнему принимается средняя численность работников (правда, пороговые значения этого критерия для большинства видов деятельности заметно снижены - см. табл. 1), а критерий "размер доли других юридических лиц в уставном капитале" заменен критерием "предельный объем выручки от реализации товаров (работ, услуг)". Согласно новому критерию, в течение предыдущего года сумма квартальной выручки предприятия, претендующего на получение статуса "малое", не должна превышать 2500-кратный минимальный размер оплаты труда. Поскольку в настоящее время минимальная зарплата установлена на уровне 83.490 рублей, предельный квартальный размер выручки малого предприятия не может превысить 208.725.000 рублей.<BR><BR><B>Льготы урежут</B><BR>Но это не главное. Основной вопрос, который интересует руководителей малых предприятий, - сохранятся ли льготы. Сохранятся, но в весьма урезанном виде, который позволяет говорить скорее не о льготах, а об особенностях налогообложения субъектов малого предпринимательства (см. табл. 2).<BR>Прежде всего это относится к возможности перехода к упрощенной системе ведения учета, которая несколько отличается от существующей в настоящее время. <BR>В частности, как и любое другое юридическое лицо, удовлетворяющее ряду критериев (среди них: место деятельности - Российская Федерация; средняя численность сотрудников, включая работающих в филиалах или иных обособленных подразделениях, - до 15 человек; выручка от реализации в течение предыдущего квартала - не более 100.000-кратного минимального размера оплаты труда или, по действующей ставке, не более 8,349 млрд рублей), малые предприятия по своему желанию смогут выбрать любой из двух предусмотренных проектом Налогового кодекса методов учета: обычный, обязательный для большинства предприятий-налогоплательщиков, или упрощенный. <BR>Однако если в настоящее время предприятия, перешедшие на упрощенную систему учета, вместо всех остальных налогов уплачивают (в зависимости от законодательства субъектов Федерации, где они функционируют) либо налог на доход по суммарной ставке не более 30%, либо налог на выручку по ставке не более 10%, то, согласно проекту кодекса, упрощенная система отчетности предполагает замену других налогов лишь налогом на доход (ставка - 10%). Кроме того, предприятия, перешедшие на упрощенную систему, должны будут платить ряд налогов (к примеру, такие, как социальный налог, налог на пользование объектами животного мира, экологический налог и другие), а также таможенные пошлины и иные таможенные платежи.<BR><BR><B>Сроки</B><BR>Предусмотренные в проекте кодекса особенности налогообложения малых предприятий касаются также продолжительности отчетного периода (сроков предоставления отчетности и уплаты налогов в различные фискальные органы), который, как правило, составляет месяц или квартал. Очевидно, что удобнее и выгоднее отчитываться как можно реже. Однако, по проекту кодекса, список налогов, уплату которых в настоящее время все без исключения малые предприятия производят ежеквартально, сокращен. В этот список, в частности, не попал налог на добавленную стоимость. <BR>В соответствии с проектом кодекса, раз в квартал отчитываться по НДС смогут лишь те малые предприятия, где средняя численность работников, включая работающих в филиалах или иных обособленных подразделениях, составляет менее 15 человек и чьи операции не связаны с импортом. Еще раз отметим, что пока этой льготой могут пользоваться все без исключения малые предприятия.<BR>Впрочем, согласно проекту НК, некоторые малые предприятия, как и другие юридические лица, удовлетворяющие ряду критериев, могут НДС не платить. Прежде всего это относится к малым предприятиям, перешедшим на упрощенную систему отчетности. Однако, даже избрав обычную методику составления отчетов, некоторые малые предприятия НДС также могут не платить. Для этого малое предприятие должно удовлетворять следующим критериям: не заниматься импортными операциями; средняя численность его работников, включая сотрудников филиалов и иных обособленных подразделений, составляет до 15 человек.<BR>В проекте кодекса существенно изменены ставки и порядок уплаты малыми предприятиями налога на прибыль. Так, согласно действующему Закону от 27.12.91 №2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", некоторые субъекты малого предпринимательства (в зависимости от видов деятельности и доли выручки по этим видам в ее общем размере) в первые 2 года после государственной регистрации вообще освобождаются от уплаты налога на прибыль, а в 3-й и 4-й годы могут платить 25 или 50% (опять же в зависимости от видов деятельности и доли в общем размере выручки) от базовой ставки налога на прибыль. В случае принятия Налогового кодекса для малых предприятий (за некоторым исключением) вне зависимости от периода их деятельности будет применяться следующий порядок налогообложения прибыли: в отношении первых 100 млн рублей налогооблагаемой базы - пониженная ставка налога в размере 23%; в отношении оставшейся части прибыли (превосходящей 100 млн рублей) - основная ставка налога, составляющая 35%.<BR><BR><B>Амортизация</B><BR>Заметные изменения произошли и в порядке применения малыми предприятиями ускоренной амортизации основных производственных фондов. Если в настоящее время специальные нормы амортизации (отнесения соответствующих затрат на издержки производства), которые вправе применять субъекты малого предпринимательства, в 2 раза превышают нормы, установленные для остальных предприятий, то в проекте Налогового кодекса они понижены. Так, для имущества, принятого на баланс до введения в действие кодекса, малые предприятия смогут увеличить нормы амортизации в среднем в 1,5 раза по сравнению с базовыми, а для имущества, принятого после введения кодекса, - в 1,2. При этом в проекте отсутствует действующая в настоящее время норма, согласно которой субъекты малого предпринимательства могут дополнительно списывать как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3 лет.