Балтийское пароходство держит курс на банкротство

Конец октября 1996 года: можно констатировать, что Балтийского морского пароходства (БМП) как судоходной компании больше не существует.

Конец октября 1996 года: можно констатировать, что Балтийского морского пароходства (БМП) как судоходной компании больше не существует. Перед государственными чиновниками стоит задача погасить задолженность пароходства и распорядиться тем имуществом, которое осталось. Для большинства акционеров и кредиторов БМП главный вопрос - в том, как будет происходить дележ собственности: по справедливости или "как всегда". Тем временем в администрации Петербурга готовится распоряжение о мерах по выводу ОАО "БМП" из кризиса. Пароходством занимается специально созданная рабочая группа под руководством первого вице-губернатора Петербурга Дмитрия Сергеева. В нее входят почти все председатели комитетов городской администрации, представители Министерства транспорта РФ, Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве), руководители пароходства. На федеральном уровне обсуждается вопрос о национализации компании, реструктуриза-ции задолженности германскому KfW-банку и выделении пароходству $3 млн в качестве государственной поддержки. Правительство предлагает дать компании отсрочку по уплате налоговых штрафов и освободить ее от налога на имущество. Положение самого пароходства таково, что ликвидного имущества у компании почти не осталось, в управлении эксплуатации флота БМП находится не более 10 судов, задолженность по зарплате измеряется суммой 15 млрд рублей. Деприватизация или национализация? В Указе Президента "О государственной поддержке морского торгового флота на Балтике" Правительству России предписывается привлечь к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства при приватизации пароходства. Предписание Президента Правительство игнорирует. "В процессе приватизации пароходства были задействованы два основных ведомства - Министерство транспорта и Госкомимущества в лице КУГИ Петербурга, - сказал заместитель управляющего Санкт-Петербургским региональным центром Инкомбанка Сергей Орлов. - Это чиновники, которые вместе с руководителями пароходства допустили ряд серьезных нарушений закона". Понимание того, что же произошло с приватизацией, считает Сергей Орлов, могло бы дать ключ к тому, как действовать в нынешней ситуации. Проблема Балтийского пароходства, убежден Сергей Орлов, заключается именно в том, что государство во взаимоотношениях с пароходством очень "многолико и многоглаво" и нет того, что называется единым государственным подходом. "Для пароходских управленцев это очень удобная ситуация, - говорит он. - Они убеждают всех, что проблем Балтийского пароходства на основе российского законодательства не решить, и предлагают все увести за границу". Государство, убежден Сергей Орлов, имеет сегодня достаточный пакет акций, чтобы влиять на дела в БМП. И если оно решается у себя сформировать контрольный пакет, то выкупать акции оно будет у нынешних владельцев акций, а не у пароходства. Можно предположить, что в этом смысле государству будет проще договориться с другим крупным акционером БМП - компанией Maritime Investors, нежели скупать акции у мелких держателей.
Уплывают денежки
Какие-то выплаты в БМП все-таки происходят. На официальный запрос суда Кировского района, кому и с какого счета выплачиваются деньги, ответа нет. "Мы пытались выяснить у капитана "Приозерска" и фрахтователя, куда шли деньги от фрахта, - рассказывает председатель суда Ирина Савельева. - Оказалось, БМП давало фрахтователю поручение заплатить долги каким-то фирмам". Сложившаяся в пароходстве система управления финансами, объясняет ситуацию Сергей Орлов, была такова, что деньги от фрахта аккумулировались на счетах агентских компаний БМП на Западе. "В само пароходство денег поступало все меньше и меньше, - говорит он. - Последние 2 года практически ничего. Крохи на зарплату - вот и все, что оказывалось в России". "Если бы деньги находились здесь, - продолжает Сергей Орлов, - у кредиторов всегда была бы возможность воздействовать на пароходство". Сейчас компанией реально управляют те, кто должен ей беспрекословно подчиняться. В их числе - дочерние компании, которые распоряжаются деньгами БМП. Центр власти в пароходстве переместился на Запад. Оттуда управляют кадрами, двигают пароходы. "У меня такое ощущение, что руководители БМП попали под влияние и их руками загребают жар", - заключает Сергей Орлов.
Банкротство в интересах большинства
"Закончится все плачевно, - полагает Сергей Орлов. - Даже если и примут какое-то решение, то в БМП делить уже нечего". Но закон для того и придуман, чтобы мероприятия по оздоровлению компании или ее ликвидации отвечали интересам всех кредиторов и акционеров. Пока большинство кредиторов пароходства даже не учитываются в плане мероприятий по погашению задолженности. И то, что городу собираются передать береговое имущество пароходства, вряд ли можно назвать честным по отношению к тем же работникам. Они-то что получат? "По большому счету, эта задолженность перед людьми - государственная, - рассуждает Сергей Орлов. - Она возникла из-за ошибок в приватизации, но вряд ли это когда-нибудь признают". Людям, убежден Сергей Орлов, надо объединяться. Такие объединения смогут заявить коллективные требования при внешнем управлении пароходством. Они будут приоритетными по сравнению с другими кредиторами при разделе имущества. "Но надо быть осторожными, - предостерегает он, - потому что велика опасность того, что кто-то постарается использовать такие общественные объединения в своих интересах".
Моряки должны объединиться
Естественно, рядовые работники пароходства, акционеры не могут примириться с таким положением вещей. Поэтому 13 сентября группа инициативных лиц учредила Комитет по защите прав акционеров, арендаторов, членов трудового коллектива, а также членов семей трудового коллектива Балтийского морского пароходства. Комитет возглавил Александр Лущинский, брат убитого в октябре 1995 года председателя совета БМП Ивана Лущинского. "Нас было четверо братьев. И после смерти Ивана наш самый старший, как и я, до сих пор работает в пароходстве, - сказал Александр Лущинский. - А вообще наша семья отработала в БМП более 50 лет. Пароходство просто разграбили, образовалась спайка уголовщины и управления. Я думаю, что за БМП потянутся и другие пароходства". Государство, считает он, должно произвести полную проверку БМП, определить, кем нанесен ущерб, и только после этого брать на себя обязательства по закрытию долга, по переносу его в состав государственного. Комитет принимает в свои члены всех, чьи экономические интересы оказались ущемленными ситуацией в БМП. Главную задачу он видит в объединении людей и направлении совместных усилий на защиту их же законных прав. "В основном нам звонят жены моряков, имеющие детей и оставшиеся без средств к существованию", - говорят юристы Борис Бабочкин и Дмитрий Грумеза, которые ведут в комитете прием людей.
Атака на суд
В обеспечение исков по зарплате суд Кировского района назначил продажу трех судов БМП. Но незадолго до дня проведения торгов Федеральная служба морского флота известила председателя суда Савельеву, что проданные суда на новых собственников перерегистрированы не будут. "Мы начали арестовывать суда в мае этого года - людям не выплачивают зарплату с ноября 1995 года, - сказала старший судебный исполнитель суда Галина Фридлянд. - Все это время суда работали. Так почему зарплата не выплачивалась?" Руководство БМП заявляет судьям, что деньги есть. Судьи предлагают перечислить их на депозитный счет суда, чтобы расплатиться с людьми, не прибегая к принудительной продаже имущества. В БМП отвечают отказом. При попытке наложить арест на буксир "Капитан Володин" судебных исполнителей задерживают автоматчики морской милиции, поднятые по тревоге звонком из БМП. Генеральный директор пароходства Михаил Романовский подает жалобу на действия судебных исполнителей и одновременно обжалует документы, выданные комиссией БМП по трудовым спорам, согласно которым работники пароходства хотели истребовать зарплату через суд. Горсуд жалобу пароходства рассмотрел и отклонил. Председатель Кировского суда обращается за поддержкой в транспортную прокуратуру, но безрезультатно. "Надо немедленно организовывать следственную комиссию с участием налоговых служб, Федеральной службы безопасности, - убеждена Ирина Савельева. - Без нее не обойтись. Нужно брать большую лопату и копать вс. Если гибель флота действительно кого-то волнует".
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.