"Зимняя вишня": плоды на поле ОРТ

Два телесериала, созданных студией "Троицкий мост" по роману Владимира Валуцкого "Зимняя вишня", послужили поводом для судебного разбирательства между двумя крупными телекомпаниями

Два телесериала, созданных студией "Троицкий мост" по роману Владимира Валуцкого "Зимняя вишня", послужили поводом для судебного разбирательства между двумя крупными телекомпаниями - Общественным Российским телевидением (ОРТ) и телекомпанией "Петербург - 5 канал". Телекомпания "Петербург - 5 канал" подала в арбитражный суд иск к студии "Троицкий мост" и Общественному Российскому телевидению. По мнению руководства компании, ответчики нанесли ей ущерб в $750.000, показав на ОРТ 8-серийный телесериал "Зимняя вишня". А также нарушили авторские права компании на одноименный 12-серийный фильм, созданный этой же студией. "Зимняя вишня" почкуется осенью Идея создать телевизионный сериал появилась у президента студии "Троицкий мост" кинорежиссера Игоря Масленникова и Беллы Курковой, в то время руководителя компании "Петербург - 5 канал". В сентябре 1994 года студия "Троицкий мост" и "Петербург - 5 канал" заключили договор о совместной деятельности по производству 12-серийного телевизионного сериала "Зимняя вишня". По этому договору (кстати, носящему элементы авторского), студия вносит права на использование киновариантов фильмов "Зимняя вишня" и "Зимняя вишня-2", создает на их основе первые шесть серий, а затем последующие шесть по 28 минут каждая под условным названием "Зимняя вишня-3". Компания, в свою очередь, финансирует все это предприятие и предоставляет телевизионный эфир. Права на показ, продажу и распространение этого телесериала переходят к компании "Петербург - 5 канал" после принятия фильма.
Финансы поют романсы...
Уже в процессе съемок телефильма начали возникать трудности. "С января 1995 года съемочная группа не могла работать по четкому графику, потому что с этого времени "Петербург - 5 канал" нарушал график финансирования", - указывает в отзыве на иск генеральный директор студии "Троицкий мост" Ирина Опракундина. Съемки, а затем и монтажно-тонировочный период (монтаж и озвучание) пришлось продлевать. Естественно, возросла и смета (первоначально производство сериала оценивалось в $400.000). Чтобы не останавливать производство фильма, студии пришлось вложить собственные средства, а также прибегнуть к сторонней помощи. В августе "Троицкий мост" от имени петербургской телекомпании обратился к ОРТ с предложением купить телесериал. Такое предложение было интересно для всех участвующих сторон: студия возвращала вложенные средства, ОРТ приобретало права на премьерный показ и показ в СНГ, а "Петербург - 5 канал" - права показа фильма за рубежом. Однако договор, по совершенно непонятным причинам, они не заключили.
...и снимают кино
В ноябре "Троицкий мост" уже самостоятельно вышел на руководство ОРТ, предложив ему новый оригинальный 8-серийный телефильм все с тем же названием - "Зимняя вишня". 30 ноября стороны подписали договор "О поставке аудиовизуального произведения и предоставлении прав на его использование и распространение прав". Один из авторов сериала кинорежиссер Игорь Масленников гарантировал, что договоры с остальными авторами не будут препятствовать передаче прав на использование этого сериала ОРТ. Таким образом, новый 8-серийный телефильм "Зимняя вишня" прошел в январе 1996 года по каналу ОРТ.
Слово - экспертам
По словам руководства студии "Троицкий мост", новый сериал был создан на основе кинофильмов, права на которые принадлежат студии, за рамками договора о совместной деятельности с телекомпанией "Петербург - 5 канал". Для того чтобы разобраться в этом вопросе, руководство ОРТ обратилось к авторитетным экспертам: специалисту по авторскому праву профессору Экономической академии имени Плеханова Эдуарду Гаврилову и кинорежиссеру Алексею Герману. Оба специалиста признали, что телесериалы являются абсолютно самостоятельными в творческом отношении произведениями. "Авторское право распространяет свое действие только на форму произведения, оно охраняет исключительно форму, - сделал заключение г-н Гаврилов, - 8-серийный фильм длится 416 минут, а 12-серийный - 312. Даже только изменение хронометража фильма с неизбежностью приводит к его творческой переделке, то есть создает новый объект авторского права". Такого же мнения придерживается и Алексей Герман, добавляя, что сериалы отличаются еще и по жанру. "Восьмисерийная "Зимняя вишня" - это добросовестная экранизация романа Владимира Валуцкого, а двенадцатисерийная - создана в поэтическом жанре воспоминаний, - объясняет он. - Это два произведения одних и тех же авторов, которые можно смело показывать на разных телеканалах, не рискуя пересечься и повториться".
Выигрывает сильнейший
Мнения авторитетных экспертов, привлеченных ответчиками, а также аргументы и приведенные доказательства позволили студии "Троицкий мост" и ОРТ выиграть этот процесс. Памятуя о том, что арбитражный процесс - состязательный, специалисты по патентному праву, присутствовавшие на заседании суда, отметили, что юристы петербургской телекомпании были менее подготовлены к борьбе. Их предложения провести киноведческую экспертизу и назначить экспертом кинокритика могли бы увести суд от рассмотрения основных вопросов. Хотя главный вопрос звучал так: "Кто имеет право на использование сериала?" В ходе рассмотрения дела выяснилось, что у телекомпании "Петербург - 5 канал" вообще нет авторских прав на 12-серийную "Зимнюю вишню". Когда этот сериал был закончен, генеральный директор "Троицкого моста" Ирина Опракундина трижды обращалась к руководству телекомпании с просьбой принять фильм, однако положительного результата так и не дождалась. До сих пор этот фильм лежит в сейфе студии. А по Закону "Об авторском праве и смежных правах", до создания аудиовизуального произведения авторские права на него не возникают и тем более не могут быть переданы кому-либо. Правда, по сведениям "ДП", руководство "5-го канала" не намерено сдаваться и собирается подать апелляционную жалобу.