Шахтерские деньги на подходе к Усть-Луге

Не успел губернатор Ленобласти Александр Беляков заявить о

Не успел губернатор Ленобласти Александр Беляков заявить о
том, что не будет участвовать в строительстве Усть-Лужского порта пока его возглавляет Илья Баскин, как последнему, похоже, наконец-то удалось найти серьезного инвестора. Деньги в размере $79,5 млн намерена выделить государственная компания "Росуголь", которой принадлежат все угледобывающие предприятия России. Недавнее обвинение, выдвинутое губернатором Ленобласти Александром Беляковым против предпринимателя Ильи Баскина в невыполнении обязательств по строительству порта, наделало немало шума в среде чиновников и в самом АО "Компания Усть-Луга" (об этом ДП писал в No25/96 г.). В значительной мере оно носило политический характер, так как прозвучало накануне акции профсоюза докеров, требующих активизировать строительство российских портов. В ответ на губернаторский выпад руководство усть-лужской компании ответило, что все работы по строительству порта идут по графику. А генеральный директор АО "Компания "Усть-Луга" Юрий Малахов посетовал: "Вместо того чтобы помогать нам, правительство Ленобласти делает заявления, которые только мешают". Шахтерские денежки Между тем у АО "Компания Усть-Луга" появился шанс получить долгожданные инвестиции. По словам Юрия Малахова, 26 марта совет директоров компании "Росуголь" решил участвовать в строительстве угольного терминала Усть-Лужского порта. Юрий Малахов сообщил корреспонденту "ДП", что "Росуголь" планирует выделить в течение двух лет $79,5 млн. Этого должно хватить на строительство угольного терминала мощностью 8 млн тонн угля в год. Финансирование будет осуществляться через ЗАО "Ростерминалуголь", к созданию которого угольщики уже приступили. Из общего объема угольных инвестиций $20 млн предполагается потратить на приобретение подъемно-транспортного портового оборудования у германской компании Krupp. Сама же Компания "Усть-Луга" планирует вложить $40 млн в работы по углублению акватории порта. Эту сумму компания намерена взять у одного из банков Бельгии под гарантии петербургского банка. По словам Юрия Малахова, к строительству других терминалов Компания "Усть-Луга" приступит только после того, как угольный терминал станет приносить прибыль. Однако все это станет возможным, если губернатор Александр Беляков волевым решением не реорганизует АО "Компания Усть-Луга". 18 апреля в телефонном разговоре с корреспондентом "ДП" губернатор заявил, что нужно срочно изъять земли у Баскина и выделить участок под строительство угольного терминала "Росуглю". Остальные же участки будущего порта передавать в аренду каждому приходящему инвестору под строительство конкретного терминала. При этом он намерен освободить участников строительства от местных налогов. Планы откорректировали Таким образом, за четыре неполных месяца 1996 года руководство АО "Компания "Усть-Луга" уже второй раз порадовало общественность новыми планами строительства порта и очередными обещаниями. Не далее как в феврале Илья Баскин заверил журналистов, что первые суда встанут под погрузку в новом порту уже в 1998 году. Тогда об угольном терминале не было сказано ни слова, а оптимизм президента Компании "Усть-Луга" объяснялся тем, что трехлетняя тяжба с "зелеными" закончилась поражением последних - Ленинградский областной суд признал "наезд" защитников экологии на компанию Баскина необоснованным. Тогда Илья Баскин заявил, что он уже организует консорциум, в который войдут банки, строительные компании и эксплуатационные фирмы. А переговоры о финансировании строительства порта ведутся с крупнейшими мировыми банками. При этом Илья Баскин обмолвился, что в объект уже вложено около $17 млн. Куда ушли миллионы? Чтобы выяснить, насколько в действительности продвинулось строительство порта за последние три года, корреспондент "ДП" специально побывал в Усть-Луге. К территории будущего порта нельзя было подъехать - полуторакилометровая дорога, ведущая к стройплощадке, в двух местах перерезана широкой траншеей. Сама стройплощадка пребывала в забвении уже больше года. Как говорят жители близлежащей деревеньки, дорогу туда перекопали, чтобы с места строительства не вывезли гравий. Правда, существует и другая версия - дорогу перерезал кингисеппский ПМК-12, который построил ее, но так и не получил за это деньги. На территории будущего порта определенные работы все же велись. Как удалось выяснить в местном офисе Компании "Усть-Луга", незавершенное строительство на январь 1996 года оценивалось в 5324 млн рублей. Стоимость разработки проекта, по оценкам сотрудников института "ЛенморНИИпроект", составляет 1,5 млрд рублей (в ценах начала 1995 года). Если сложить сумму незавершенки и стоимость проекта, то $17 млн, которые, по словам Баскина, израсходованы на строительство, не получаются. Человеческий фактор Для строительства нового порта в Усть-Лугу была приглашена команда из восьми инженеров, ранее участвовавших в строительстве порта "Новоталлинский". Специалистам пообещали грандиозную стройку, добротную квартиру и достойную зарплату. Сорвавшись с насиженного места, люди продали свои эстонские квартиры, приехали в глухую российскую деревушку и... оказались заложниками собственной доверчивости. "Перебои с зарплатой у нас появились с самого начала, и чем дальше - тем хуже и хуже: в 1995 году нам выплатили зарплату лишь за 3,5 месяца. За остальной период мы получали ежемесячно от 20.000 до 50.000 рублей", - поделилась наболевшим с корреспондентом "ДП" бывший начальник планового отдела АО "Компания "Усть-Луга" Татьяна Калягина. Отчаявшиеся люди (некоторые даже не получили в собственность обещанной избушки в Усть-Луге) стали искать правду в Департаменте морского транспорта и у губернатора Ленобласти. Как результат - в январе вышел приказ о сокращении шести наиболее рьяно отстаивающих свои права специалистов. При этом сокращенным так и не была выплачена задолженность по зарплате. Общественное мнение Многократные обещания Ильи Баскина вот-вот приступить к строительству порта и решить все проблемы в итоге заканчивались ничем. Жители поселка и привлеченные строители считают, что Баскин переоценил свои силы. Все это сформировало в Усть-Луге довольно негативное отношение к нему и его возможности построить новый балтийский порт. По мнению многих, Ленобласть действительно должна найти другого заказчика, располагающего необходимыми для осуществления проекта средствами. Президенту АО "Компания "Усть-Луга" Илье Баскину ставят в вину, что он слишком редко заглядывал на место будущего порта, и то в основном из вертолета, не был в курсе многих проблем, встававших перед портостроителями. Корреспондентам "ДП" так и не удалось отыскать тех, кто видел Баскина в офисе строящегося порта в Усть-Луге. Лояльно же настроенные к петербургскому бизнесмену люди хоть и уверены, что он сделал все, что в его силах, добавляют, однако: "Эта махина ему не по зубам". История строительства порта в Усть-Луге Необходимость в строительстве новых портов на Балтике возникла после распада СССР. Развал советской империи означал для России потерю 18 портов. Из 8 балтийских портов остались только 3 с суммарным грузооборотом 18 млн тонн в год. Это привело к дефициту портовых мощностей. В результате Россия стала ежегодно терять $1,5-2 млрд. Зато зарабатывать на перегрузке российских грузов стали докеры Прибалтийских государств и Финляндии. В связи с этим было принято решение о строительстве в Финском заливе четырех новых портовых комплексов суммарным грузооборотом 97 млн тонн в год. Два порта нефтепродуктов решили разместить в районе Приморска и бухте Батарейной, а два сухогрузных - в Ломоносове и рядом с поселком Усть-Луга. Порт в Усть-Луге, который по проекту должнен был стать крупнейшим российским сухогрузным портом на Балтике, разрабатывался для обработки сыпучих, генеральных и контейнерных грузов. Строительство Новоталлинского порта теперь считается специалистами ошибкой - порт надо было сооружать именно в Усть-Луге - настолько удобно географическое положение этого поселка. Однако политические мотивы и негативное отношение Ленинградского обкома КПСС к усть-лужскому проекту привели к тому, что в Эстонии был построен современный портовый комплекс мощностью 6 млн тонн в год. Правительство России, не имевшее средств на сооружение Усть-Лужского порта, но понимавшее его необходимость, в начале 90-х годов обратилось к коммерческим организациям с призывом вложить деньги в строительство порта в Усть-Луге. Этой идеей вдохновился Илья Баскин - петербургский предприниматель. Легенда гласит, что в 1989 году он выиграл инвестиционный конкурс и получил американские деньги на создание фабрики по производству детской одежды. Доход от ее работы позволил ему инвестировать деньги в недвижимость, нефтяную и газовую промышленность и в итоге стать миллиардером. Баскин ввязался в борьбу с Балтийским морским пароходством, тогда - претендентом номер один на строительство порта. И - победил. В 1992 году он получил в аренду на 49 лет участок земли на берегу Финского залива, рядом с устьем реки Луга. И образовал АО "Компания "Усть-Луга", которое стало генеральным заказчиком строительства порта. В то время планировалось, что первые сухогрузы новый порт сможет принимать уже в 1994 году. Однако дальше планов дело не пошло. Первые неприятности произошли в 1993 году, когда партия "зеленых" Петербурга и Ленобласти опротестовала в суде решение облсовета предоставить землеотвод под Усть-Лужский порт. Их основная претензия заключалась в том, что экспертиза Министерства экологии России дала "добро" на строительство порта грузооборотом 17 млн тонн, а облсовет разрешил строить порт мощностью 35 млн тонн. И тем не менее в 1993 году были начаты строительные работы непосредственно на месте будущего порта. К работам были подключены финляндская компания Hakka и кингисеппское ПМК-12. Кингисеппцы взялись за прокладку подъездных путей к строительной площадке и за другие земляные работы. А финны - намывать территорию. Эти работы, которые велись далеко не самими активными темпами (по оценке тех, кто принимал в них участие, на строительной площадке одновременно находились максимум 15-25 человек), уже в 1994 году были прекращены. Причина - отсутствие средств у усть-лужской компании. К тому же неудачно был заключен контракт с финнами - деньги они получали не за результат, а за время работы. "Зеленые" оказались не самым страшным препятствием для порта. Основной проблемой стало отсутствие денег. По разным оценкам, на строительство порта грузооборотом 17 млн тонн в год необходимо $2,2-4 млрд. Сходу найти крупных инвесторов не удалось. Поэтому в январе 1993 года был зарегистрирован Порт-банк, акции которого должны были привлечь деньги на строительство. Однако идея "народного порта" не прошла. Уже весной 1994 года у Порт-банка начались серьезные проблемы. Причем, по оценке самого Баскина, ситуация в нем напоминала кризис в Северном торговом банке - тысячи вкладчиков и около 4 млрд рублей долгов. К чести Ильи Баскина, надо отметить, что он достаточно активно пытался привлечь к проекту отечественных и зарубежных инвесторов - переговоры шли с фирмами из Турции, Британии, Швеции, Бразилии. Однако все они по разным причинам закончились ничем. 1995 год оказался для порта полностью потерянным - инвестиций, необходимых для строительства, Баскину найти не удалось. Правда, Порт-банк все же удалось спасти: часть средств выручили от продажи недвижимости, принадлежащей банку, оставшиеся долги погасили учредители. Дела порта были в плачевном состоянии до марта 1996 года, когда на усть-лужском горизонте появился первый серьезный инвестор - "Росуголь". Государственной компании "Росуголь" принадлежат 293 механизированных забоя и ряд предприятий угольного машиностроения. В 1995 году "Росуголь" поставил на внутренний рынок 209 млн тонн угля, на внешний - 235 млн. (ДП)