Михаил Хазин: "Печатный станок создает иллюзию роста"

Михаил Хазин

Чтобы оценить глубину текущего кризиса, нужно понять, насколько доходы граждан сейчас превышают их расходы и как сильно упадут доходы.

Поскольку 40% мирового спроса обеспечивали США, рассмотрим эти факторы на примере американской экономики (согласно данным МВФ за октябрь 2009 года, по паритету покупательной способности ВВП США составляет 21% от мирового. — Ред.).
Снижение стоимости кредита, которое продолжается уже 30 лет, привело к росту доли финансового сектора в экономике. Во времена Великой депрессии она составляла не более 30%.
Сегодня доля финансовых услуг в прибыли увеличилась до 50%, значит, экономика должна съежиться в 2 раза, чтобы достигнуть реальных объемов. Структура экономики изменится: доля финансовых услуг упадет в 2 раза, а доля реального сектора, как и во время Великой депрессии, — на треть.
Как долго это будет продолжаться? Тогдашний кризис начался в 1929 году, затем за полгода биржи отыграли падение, и рецессия длилась до 1932 года. (На деле биржи США отыграли падение лишь к середине 1950–х годов. Пиковое значение индекса Dow Jones Industiral Average от 3 сентября 1929 года было достигнуто вновь лишь 1 декабря 1954 года. Из череды рецессий 1930–х годов Америку вывела Вторая мировая война. — Ред.)
Тогда экономика упала на 30%, темпы спада составляли 8% в год. За 2009 год темпы падения основных показателей экономики США составили 10% ВВП, но из них надо вычесть эмиссию, те деньги, которые были просто напечатаны (по официальным данным, падение ВВП США за 2009 год составило 3,8% за последние четыре квартала).
Если предположить, что все будет происходить по тому же сценарию, нас ожидают 4–5 лет спада, с учетом того, что тогда экономика упала на 30%, сейчас на 50%. Тогда все попытки властей что–то сделать ни к чему не привели. Сейчас меры господдержки добавляют 2–3% роста (то есть замедляют падение на эти проценты), но иллюзия роста в основном создается из–за большого количества напечатанных денег.
Меры господдержки также создают только иллюзию роста. Чем она отличается от естественного восстановления потребительского спроса? В нем нет конечного потребления, то есть, когда государство покупает у завода танк, оно не собирается включать его стоимость еще куда–то.
Государство может создавать иллюзию спроса: вы, как и раньше, производите миллион автомобилей, только теперь 900 тыс. покупают частные покупатели, а 100 тыс. — государство. В следующем месяце государство снова должно купить у вас 100 тыс. машин, а для этого или собрать налоги предприятий в прежнем объеме, или напечатать денег, тогда как частный спрос обновляет себя сам.
Господдержка приводит к витку инфляции и к изменению масштаба цен, инфляция ведет к снижению спроса. До кризиса деньги скапливались в финансовом секторе, сейчас они давят на производство.