Heineken выветривается

Автор фото: Heineken

Растущий пивной рынок России ранее приносил иностранным компаниям хорошую прибыль. Но в I квартале 2010 года выручка Heineken в России упала — в основном из–за роста акцизов.

Выручка голландского пивоваренного концерна Heineken в I квартале 2010 года снизилась на 3,5%, до 2,94 млрд евро, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Одна из основных причин падения — ситуация в России, где с 1 января 2010 года акцизы на пиво увеличились в 3 раза, отмечается в официальном отчете Heineken. В России концерн владеет 10 заводами, самый крупный из них — "Пивоварня Хайнекен" в Петербурге.
За первые 3 месяца года в Центральной и Восточной Европе Heineken отгрузил на 13% меньше пива, чем за тот же период 2009–го. Без учета России в регионе продажи упали всего на 1,3%.
Другие пивоваренные компании, в частности "Балтика" (принадлежит датскому Carlsberg), еще не опубликовали свои итоги по I кварталу. Результаты Heineken, по мнению Татьяны Бобровской, аналитика "БрокерКредитСервиса" (БКС), были ожидаемыми: "Пивовары предупреждали, что I квартал будет самым тяжелым для них, однако дальше ситуация должна стабилизироваться". По прогнозу БКС, падение объема рынка пива в России в 2010 году составит 10–12%.
Вадим Дробиз, руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), утверждает, что падение объема рынка пива в этом году может составить менее 10%, а в следующем году эта отрасль вообще способна восстановиться: "Многое зависит от законодательных инициатив. Если пиво приравняют к алкоголю, падение рынка, конечно, будет существенным".
Общий объем продаж пива в России в январе–феврале 2010 года в натуральном выражении, по данным Росстата, вырос на 3,4%. При этом цена на дешевое пиво в этом году выросла примерно на 30%: в прошлом году минимальная цена бутылки пива составляла 18 рублей, в этом — 24 рубля. Наиболее заметно цены выросли именно в экономсегменте, так как в розничной стоимости дорогого пива акциз занимает небольшой процент.
В прошлом году пивовары заявляли, что из-за повышения акцизов на пиво в стране вырастет потребление крепкого алкоголя. Пока этого не произошло: продажи водки за первые 2 месяца 2010 года в России упали на 9,2%. Вадим Дробиз считает, что пиво водкой в России никогда замещать не будут. Татьяна Бобровская допускает, что часть потребителей в течение года все-таки перейдет на крепкий алкоголь.