00:0018 декабря 200800:00
8просмотров
00:0018 декабря 2008
СПб. Участники авторынка отмечают: все больше банков, предлагающих услугу автокредитования, меняют правила игры в свою пользу, пытаясь получить доход там, где только можно.
Врезультате таких действий могут пострадать покупатели автомобилей, дилеры истраховые компании.
Дилеры отмечают, что банки постепенно возвращаются кработе только саккредитованными страховыми компаниями, что делает обязательный при покупке автомобиля вкредит полис каско дороже на1-2%.
«Думаю, что теоретически банки былибы не против оторвать удилеров часть их прибыли. Стемиже тарифами по каско вслучае покупки вкредит делается это очень просто: тариф длятаких автомобилей повышается, скажем, с8 до 10%, иэти «лишних 2% страховщик передает банку,- говорит Валентин Смышляев, генеральный директор «Первой страховой компании.- Другое дело, что данный случай антимонопольное законодательство классифицирует как сговор, иза этим могут последовать серьезные санкции. Кроме того, страховая компания от этого ровным счетом ничего не выигрывает вденьгах, зато может нарваться насанкции тойже Федеральной антимонопольной службы. Именно поэтому компании схорошей репутацией не участвуют втаких вещах.
Согласно информации ФАС, только впервой половине 2008года она рассмотрела ивынесла решения онарушении антимонопольного законодательства в48 случаях. В2007году такие заключения были сделаны вотношении 60 банков и70 страховщиков.
Погрешность
Согласно действующему законодательству, кредит напокупку автомобиля не может быть выдан без договора страхования предмета залога. «Но соглашения банков истраховых компаний вэтом сегменте кредитного страхования не приводят кограничению конкуренции только при условии открытой формы сотрудничества. То есть только втом случае, если банк вкачестве страхования залога принимает полис любого страховщика, удовлетворяющего требованиям законодательства иотвечающего интересам заемщика ибанка,- говорит Егор Носков, управляющий партнер юридической компании «Дювернуа Лигал.
Юридическая лазейка
Однако именно последняя формулировка об«интересах заемщика ибанка иявляется юридической зацепкой длякредитной организации.
«Дело втом, что банк не просто так аккредитует или не аккредитует ту или иную страховую компанию. Он руководствуется ее надежностью ифинансовой отчетностью,- поясняет Валентин Смышляев.- Вслучае претензий ФАС банкир может сказать, что уданной компании (не аккредитованной) он финансовую отчетность не проверял, врепутации ее не уверен, азначит, теоретически сотрудничество сней может принести банку прямой убыток. Иэто не будет нарушением закона.
Кроме того, если вы обзвоните несколько автосалонов, продающих одну итуже марку автомобиля ивыяснится, что тарифы по каско отличаются вних на5-10%, то это вовсе не значит, что одни сговорились сбанками истраховщиками, адругие- нет. 5-10%- это статистическая погрешность, тарифы одинаковыми бывают очень редко. Вот если разницы больше, например, 30-40%, то это уже повод задуматься.
Некоторые банки вернулись к работе только с аккредитованными страховыми компаниями.
Фото: REUTERS
«Думаю, что теоретически банки были бы не против оторвать у дилеров часть их прибыли
Валентин Смышляев, «Первая страховая компания