Объём размещения цифровых финансовых активов (ЦФА) в России в прошлом году едва не достиг триллиона рублей. В 2026-м он наверняка превысит эту планку.
По данным информационного портала Cbonds, в прошлом году эмитенты продали на российском рынке 1718 выпусков ЦФА на общую сумму 996,54 млрд рублей. На конец года непогашенными оставались 997 выпусков на 171,99 млрд рублей.
Между тем уже по итогам 9 месяцев прошлого года объём размещений ЦФА составлял 972 млрд рублей, и эксперты уверенно предсказывали, что планка в 1 трлн будет пройдена по итогам года.
Впрочем, по сравнению с 2024 годом, когда объём размещений ЦФА составил примерно 600 млрд рублей, динамика всё равно получилась впечатляющая. В нынешнем году финансисты ожидают её продолжения.
По–простому
"Бизнес всё чаще рассматривает ЦФА в качестве инструмента корпоративных финансов. Ключевой тренд — это уверенный рост рынка в объёмах, увеличение количества эмитентов и инвесторов, разнообразия продуктового предложения. При этом пока более 80% выпусков — короткие простые долговые инструменты, в том числе со сроком менее 1 месяца, — комментирует пресс–служба “Сбера”. — Мы прогнозируем, что по мере снижения ключевой ставки интерес к рынку ЦФА будет расти со стороны как корпоративного сектора, так и частных лиц. Для компаний они являются дополнительным каналом заимствований, для инвесторов — возможностью диверсифицировать портфель и потенциально получать более высокую доходность при контролируемом риске, а для финансовых институтов — это новые бизнес–модели и формы сделок".
Вместе с тем в банке подчёркивают, что степень развития и масштабируемости рынка ЦФА зависит не только от амбиций его участников, но и от законодательных изменений, которые должны значительно повлиять на привлекательность инструмента для эмитентов и инвесторов.
В частности, требуются изменения налогового режима по ЦФА для корпоративного сектора, который пока остаётся менее привлекательным по сравнению с классическими ценными бумагами. Остаются ограничения и асимметрия по доступу ЦФА для неквалифицированных инвесторов, например несуществующий в классических инструментах лимит в размере 600 тыс. рублей (хотя сейчас его делают оборачиваемым, то есть он восстанавливается, если ЦФА были погашены или проданы на вторичном рынке в течение года).
Как сообщил в конце декабря Банк России, с 1 января 2026 года меняется градация ЦФА, которые доступны квалифицированным и неквалифицированным инвесторам. Неквалифицированные инвесторы смогут свободно приобретать наиболее популярные ЦФА, выплаты по которым не зависят от любых переменных индикаторов, но при условии их высокого кредитного качества. К таким ЦФА относятся и долговые активы, отмечает регулятор.
Также этой категории инвесторов в пределах 600 тыс. рублей станут доступны цифровые финансовые активы, доход по которым варьируется от динамики понятных показателей, таких как значение инфляции, ключевой ставки, цены драгоценного металла или акций. Эти инструменты также должны иметь высокий кредитный рейтинг. А некоторые из них должны в том числе обладать защитой капитала, то есть предполагать возврат первоначальной суммы инвестиции, подчёркивает ЦБ.
Законный спрос
В 2026 году рынок ждёт изменений в закон "О рынке ценных бумаг", подразумевающих включение ЦФА в список инструментов, доступных для покупки ПИФами и АИФами (акционерными инвестиционными фондами). Интересу институциональных инвесторов к этому рынку должен поспособствовать принятый в конце прошлого года закон, который вводит в законодательство отдельное понятие долговых цифровых финансовых активов и устанавливает требования к их выпуску. Например, в тексте закона указано, что обязательства по таким активам исполняются исключительно денежными средствами, а их выпуск возможен только после полной оплаты покупателем установленной цены.
Кроме того, там уточнён механизм налогообложения расходов на выпуск и сопровождение таких ЦФА и учёт в общей налоговой базе для юрлиц.
Как считает аналитик "БКС Мир инвестиций" Даниил Болотских, появление возможности включения ЦФА в активы ПИФов и АИФов — это хороший фактор для продолжения роста и популярности инструментов ЦФА, однако такой шаг не решает главных проблем, с которыми сталкивается отрасль.
"Сейчас сдерживающим развитие фактором служит не проблема притоков денег, а операционные, налоговые, бухгалтерские, законодательные нюансы функционирования рынка", — сетует он.
Краткосрочные долговые ЦФА, которые сейчас доминируют на рынке, фактически служат для эмитентов инструментом пополнения оборотных средств. Хотя возможности ЦФА гораздо шире. Например, в конце декабря прошлого года ФНС и АО "Статус" (один из 19 действующих в РФ операторов информационных систем (ОИС), в которых выпускаются ЦФА) впервые в России зарегистрировали два непубличных акционерных общества, акции которых выпущены в форме цифровых финансовых активов. Существуют уже ЦФА на недвижимость, золото и даже на вино. Но пока они составляют лишь малую долю рынка.
"В этом году могут появиться новые ЦФА на реальные активы, однако успех внедрения нововведений будет зависеть от скорости принятия законодательных актов, — прогнозирует Даниил Болотских. — В мае 2025 года Минфин сообщил о подготовке законопроекта, который запускает в России экспериментальный правовой режим по токенизации активов реального сектора — в дополнение к уже существующей инфраструктуре ЦФА. Документ предполагает апробацию токенизации реальных активов на базе действующих ЦФА–платформ".
"Сосредоточенность эмитентов на выпуске долговых ЦФА обоснована текущим фокусом инвесторов на доходах в форме процентов в силу высокого уровня ключевой ставки, — полагают в “Сбере”. — При этом мы видим растущий интерес клиентов и к другим видам ЦФА с экспозицией на кредитный и рыночный риск в формате как линейных, так и структурных продуктов. Вместе с этим мы рассматриваем решения по токенизации долей в ООО как одно из ключевых направлений для всех клиентских сегментов бизнеса, а также токенизацию недвижимости, которая обсуждается на рынке с момента возникновения ЦФА, но пока эти направления ограничиваются пилотными выпусками. Здесь рынок ждёт решений на законодательном уровне".
Эволюция цифры
Как считает руководитель проектного офиса по продуктам, сервисам, услугам "Алор Брокер" Ольга Шувалова, ЦФА могут быть использованы для хеджирования активов, для диверсификации товарно– сырьевой доли в портфелях, для упрощения процедуры перехода прав собственности на ряд активов, для трансграничных платежей и закрытия других потребностей. "Соответственно, для дальнейшего развития рынка цифровых активов необходима их качественная трансформация — замена долговых ЦФА, фактически воспроизводящих ценность классических облигаций, на более прикладные структурные инструменты, либо производные на права и активы, либо активы, привязанные к стейблкоинам", — указывает она.
Эксперты также отмечают, что развитию рынка ЦФА препятствует его сильная фрагментированность. По сути, внутри структуры каждого из 19 ОИС обращаются инструменты, выпущенные самим оператором. Платформы практически не взаимодействуют друг с другом. Кроме того, есть два оператора обмена ЦФА — Московская биржа и СПБ Биржа. По идее, они должны развивать вторичное обращение ЦФА. Но их возможности ограничены из–за нежелания ОИС расширять вторичное обращение своих инструментов.
Не хватает защиты
В регулировании ЦФА пока есть серые пятна, делающие защиту прав инвесторов недостаточной.
"Как новое явление рынок ЦФА столкнулся с множеством проблем при защите прав инвесторов, — констатирует Даниил Болотских. — Среди них можно выделить две основные: недостаточная готовность законодательных актов и слабые требования к эмитентам. Например, если мы говорим о законодательстве, то здесь есть проблемы с залоговым имуществом: платформа “Токеон” проводила эксперимент со взысканием имущества, которое являлось залогом по ЦФА, однако участники процесса столкнулись с трудностями подтверждения факта о том, что состоялся выпуск ЦФА и осуществлён переход прав на него. С другой стороны, при выпуске ЦФА эмитент не подвержен большому списку требований к раскрытию информации, как это происходит, например, на Московской бирже при выпуске облигаций. Недостаточность прозрачности — существенный риск для инвесторов".
"Дальнейшее усиление регуляторного и надзорного воздействия на данный рынок потребует повышения на дёжности эмитентов и инструментов, — рассуждает Ольга Шувалова. — Что будет способствовать приходу на рынок ЦФА корпоративных участников, институциональных инвесторов. Безусловно, дальнейшая популяризация среди клиентов крупных инвестиционных банков тоже продолжится. Частные инвесторы, не вошедшие в первую волну пользователей ЦФА, начнут пробовать торговать данным активом. Но их доля в совокупном обороте ЦФА, на мой взгляд, будет достаточно невысокой. По крайней мере до появления полноценного вторичного рынка цифровых активов. Поэтому для привлечения новых клиентов и повышения объёмов выпуска эмитентам ЦФА и ОИС необходимо развернуться в сторону корпоративного сегмента и формировать продукты, отвечающие их запросам".
