Впервые "Деловой Петербург" в рамках форума "Медбизнес на Неве. Стратегии роста частной медицины Петербурга" собрал на одной площадке руководителей частных медицинских компаний, инвесторов, экспертов в области права, финансов и управления персоналом, чтобы найти практические ответы на ключевые вызовы: от кадровых и правовых задач до вопросов репутации, поисков новых пациентов и стратегий развития.

Модератор, телерадиоведущий общественных и политических программ (Телеканал 78), ведущий программы "Здоровье" Сергей Фадеев
На торжественной церемонии "ДП" представил новый рейтинг, который создан при участии Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга.

Рейтинг составляется путём голосования экспертной группы, состоящей из членов ассоциации, а также ведущих медиков Петербурга, и оценивает такие показатели, как маркетинговая активность и репутация на рынке.
Инструменты для влияния
Участники и гости форума узнали о тенденциях на рынке частной медицины из докладов спикеров. Управляющий партнер ГК "ЛОД", эксперт в сфере корпоративного института Андрей Росляков рассказал о том, как построить систему обучения для удержания и привлечения лидеров.
Так, по словам эксперта, инвестиции во внутренние образовательные программы позволяют компании быстро адаптироваться к изменениям рынка и поддерживать высокий уровень экспертизы среди сотрудников.

Управляющий партнер ГК "ЛОД", эксперт по созданию и развитию корпоративного института Андрей Росляков
Основатель агентства MRF, президент Ассоциации аналитиков и маркетологов "Здоровый диалог" Юлия Бюрг подчеркнула, что сегодня 92% потребителей доверяют пользовательскому контенту больше, чем традиционной рекламе и развеяла популярные репутационные мифы.
Например, работа над репутацией не ограничивается только написанием отзывов, а требует мониторинга и аналитики СМИ, использование инструментов инфлюенс-маркетинга, нативной рекламы, работы с упоминаниями и SMM. Кроме того, нередко компании убеждены, что для поддержания хорошей репутации нужно удалять негативные отзывы клиентов, но удаление — не панацея и намного важнее помочь клиенту превратить его негативный опыт в позитивный. И ещё один популярный миф гласит, что успешную репутацию можно построить легко и быстро.
Однако на деле построение положительной репутации — это долгосрочный процесс, который требует постоянных усилий, инвестиций и времени. По данным Ernst & Young, от 30 до 50% успеха компании зависит от её деловой репутации.

Основатель агентства MRF, президент Ассоциации аналитиков и маркетологов "Здоровый диалог" Юлия Бюрг
Аттестованный налоговый консультант, руководитель собственной бухгалтерской компании "Эгида-М" Мария Адамович сообщила участникам форума, что важно знать в наступающем 2026 году о налогах для медицинских организаций.
В частности, стоит быть готовыми к издержкам +10–20% на аренду, IT и расходники. Также общий рост цен услуг составит от 5 до 15%.

Аттестованный налоговый консультант, руководитель собственной бухгалтерской компании "Эгида-М" Мария Адамович
Соучредитель сети клиник ЦМРТ, руководитель B2B проекта "ЦМРТ360" Антон Данилин поделился опытом работы со сквозной аналитикой и цифровыми инструментами для медицинских организаций. Как отмечает спикер, сегодня среди ключевых проблем в здравоохранении является нехватка оперативной аналитики — решения и отсутствие единой системы, как правило данные рассыпаны между МИС, сайтом, колл-центром и рекламными платформами.
По мнению эксперта, компании всё чаще прибегают к использованию DWH (хранилище данных) — централизованной системе, которая собирает, хранит, очищает и систематизирует большие объёмы данных из разных источников компании (МИС, РМИС, ЛИС, сайт, колл-центр, рекламный кабинет).
Вместе с тем, для повышения эффективности используется веб-счётчик и BI платформы, которые помогают отслеживать контроль загрузки врачей, кабинетов и оборудования.

Соучредитель сети клиник ЦМРТ, руководитель B2B направления ЦМРТ360 Антон Данилин
Что ждёт рынок в 2026 году?
После перерыва на нетворкинг участники форума подключились к панельной дискуссии: "Будущее частной медицины". Модераторами дискуссии выступили генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александр Солонин и руководитель редакции специальных проектов "Делового Петербурга" Сергей Бондаренко.
В обсуждении приняли участие топ-менеджеры крупнейших частных медицинских компаний города, которые обсудили самые актуальные вопросы: роль цифровизации и применение искусственного интеллекта, участие частной медицины в системе ОМС, отношения с пациентами, влияние закона об обязательных отработках для студентов-медиков на медбизнес и многое другое.

Панельная дискуссия: "Будущее частной медицины"
Управляющий партнёр клиники "АБИА" Алексей Кокорев, рассуждая о том, чем определяется доверие пациента, отметил, что сильная репутация требует многолетней работы, в которой нет мелочей: идеология компании, политика набора персонала, корпоративная культура, отношение владельца клиники — весь этот комплекс факторов влияет на создание имиджа медицинской компании.

Управляющий партнёр клиники "АБИА" Алексей Кокорев
Говоря о коммуникации с клиентами, директор филиала клиники "Будь Здоров" в Санкт-Петербурге Наталья Втюрина подчеркнула, что организация ориентируется на человека, видит потребности пациента, для которого работает. А они у каждого поколения пациентов свои.
"В своей работе мы всегда видим, для кого мы работаем — то есть портрет нашего пациента. Отдельный сегмент — это поколение Z, так называемые "зумеры", которые ориентированы на гибридное потребление услуг в формате онлайн и офлайн. В связи с чем мы развиваем цифровые сервисы для управления здоровьем — это и запись к врачу, доступ к электронной медицинской карте, анализ родинок на предмет анализа факторов риска заболеваний кожи, GPT-помощники для записи к врачу и интеграция носимых гаджетов и телемедицины в повседневную жизнь человека.. Мы видим, что важно для человека, кто приходит к нам. И каждый отзыв для нас — это подарок, они помогают становиться нам лучше и идти на шаг вперед навстречу запросам наших клиентов".

Директор филиала Клиники "Будь Здоров" в Санкт-Петербурге Наталья Втюрина
Продолжая тему, директор медицинского центра "XXI век" Анна Соколова заметила, что врач, в первую очередь, будет оценивать пациента исходя из того — насколько он привержен рекомендациям врача по лечению (по комплаентности), а не по формату услуг (платно или ДМС).
Анна Соколова подчеркнула, что сегодня на рынке труда идёт борьба за медицинских специалистов, спрос на выпускников медицинских ВУЗов достаточно велик:
“
"XXI век" умеет и заинтересован работать с молодыми специалистами, выпускниками. К тому же, медицинский центр является базой для практической подготовки нескольких ВУЗов, а также заключает договоры на целевую ординатуру для своих сотрудников”.

Директор медицинского центра "XXI век" Анна Соколова
По словам директора сети клиник "Медси" в Санкт-Петербурге Андрея Кузькина, рынок медицинских услуг демонстрирует две ключевые тенденции: консолидацию игроков и рост премиум-сегмента. Мелким игрокам в условиях конкуренции с сетями приходится непросто, всё чаще наблюдаются сделки по покупке и укрупнению действующего бизнеса.
При этом увеличивается спрос на услуги премиум-сегмента, особенно коммерческие стационары, в том числе благодаря внутреннему медицинскому туризму.

Директор сети клиник "Медси" в г. Санкт-Петербург Андрей Кузькин
Рассматривая медицинский рынок по специализациям, эксперт отметил, что основной рост в ближайшие годы покажут направления, в меньшей степени развивающиеся в госсекторе и ориентированные на коммерческий пациентопоток: стоматология, флебология, сектор эстетической медицины, включая пластическую хирургию.
Однако далеко не все частные компании готовы работать в системе ОМС. Например, руководитель сети стоматологий DS (ГК "Дентал-Сервис") Юрий Козаев полагает, что стоматологическим клиникам не всегда выгодно сотрудничество по ОМС, поскольку текущие тарифы в амбулаторном звене не позволяют окупить стоимость услуг:
“
"Если тарифы будут пересмотрены, то, возможно, частная стоматология охотнее включится в ОМС, чтобы разгрузить городскую систему здравоохранения".

Руководитель сети стоматологий DS (ГК "Дентал-Сервис") Юрий Козаев
Александр Солонин подтвердил, что на фоне цифровизации тарифы в системе ОМС требуют балансировки полной себестоимости и получаемой оплаты, что важно для участия ведущих частных клиник в ОМС.

Генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александр Солонин
В перспективе форма собственности будет играть меньшую роль, так как важны уровень компетенций персонала и качество медицинских услуг, это влияет на удовлетворенность и выбор медицинской организации пациентами:
“
"Поэтому и кадровая политика будет меняться в сторону снижения дефицита и текучести кадров если будут увеличены объемы финансирования частных клиник в системе ОМС. При том, что будут прозрачно оцениваться эффективность на основе "экономики данных" и качество на основе внедрения систем сертификации по процессам в медицинских организациях независимо от формы собственности".
