Более 617 тыс абонентских номеров мобильной связи в России были переведены от одного оператора к другому. Такие данные на октябрь 2025 года привёл замглавы Минцифры Дмитрий Угнивенко на заседании Общественного совета ведомства РФ 17 декабря. Он назвал этот результат рекордной миграцией номеров.
Развитию тенденции поспособствовало введение с 1 сентября процедуры независимого арбитража, благодаря которой число отказов компаний в переносе номера значительно сократилось.
О целях и последствиях инициативы для рынка и сферы услуг — в материале "Делового Петербурга".
Что такое независимый арбитраж
Независимый арбитраж был введён Минцифры с 1 сентября для более точного регулирования действий компаний при проведении процедуры перевода номера. Уход клиентов операторам не выгоден, поэтому довольно часто они отказывали абонентам, мотивируя действия разными причинами. Для снижения числа отказов и понадобилось это нововведение.
Минцифры сообщает о том, что с момента запуска арбитража в России наблюдается быстрый рост спроса популярности услуги MNP (Mobile Number Portability — перенос мобильного номера телефона при смене оператора связи).
Уже за первый месяц с момента внедрения процедуры арбитража в России было проверено более 1,3 млн заявок на перенос мобильного номера. 74% номеров прошли успешную проверку, в 26% сведения отличались, поэтому абонентам потребовалось обновить свои данные у оператора-донора. На конец сентября процедуру переноса прошли 580 тыс. абонентов. Минцифры назвало этот результат самым высоким показателем с 2013 года — с начала оказания услуги переноса номера к другому оператору в России. Ранее, с января по август 2025 года, перенос проводился только для 370 тыс. номеров в месяц.
В следующем месяце рекорд вновь был побит: по данным на октябрь, свои номера от одного оператора к другому перенесли более 617 тыс. абонентов. Как считают в Минцифры, процедура позволяет пользователям связи быть ещё более свободными от так называемого "мобильного рабства".
“
"Соответственно, отказы операторов сократились на 30%", — сообщил Угнивенко.
Независимым арбитром при переносе абонентских номеров стал НИЦ "Телеком", который является оператором базы данных перенесённых номеров (БДПН), пояснили в Минцифры.
Процедуру независимого арбитража с участием НИЦ "Телеком", "большой четвёрки" телекома и виртуальных операторов тестировали за несколько месяцев до запуска проекта. В июле и августе пробные переносы прошли успешно.
Оператор по проведению независимого арбитража проверяет, совпадают ли сведения о клиенте из заявки оператора-реципиента с данными, которые были получены от оператора-донора. Если данные совпадут, процедура будет продолжена, а если нет — перенос номера из одной компании в другую будет приостановлен. Ранее процесс переноса был делом компаний, от которых "уходили" клиенты, сейчас же эти действия выполняет сторонняя организация. Естественным образом отсутствие возможности для операторов повлиять на перенос номера увеличил спрос на эту услугу.
Клиенту по-прежнему откажут в переносе номера от одного мобильного оператора к другому, если:
- не совпадают сведения об абоненте из-за их неактуальности — к примеру, если клиент поменял паспорт
- номер зарегистрирован на другое физическое лицо
- номер заблокирован
- на счёте абонента есть непогашенная задолженность перед оператором.
В чём смысл перевода номера
Процедура MNP весьма удобна для клиентов операторов тем, что позволяет сменить пакет услуг, качество, покрытие и другие опции, при этом оставаясь на связи для близких и коллег по прежнему абонентскому номеру. Также подобный процесс может снизить число казусов при смене хозяина сим-карты, поскольку нередки случаи, при которых новому владельцу номера звонят представители коллекторских агентств, компаний, медицинских учреждений, в которых оставлял свои данные прежний владелец.
Помимо этого, при переносе номера отпадает необходимость проводить массовую рассылку контактам из-за подписания договора с новым оператором связи и менять учётные записи приложений госуслуг, банков и других сервисов. В России менять оператора, не меняя абонентский номер, можно с 2013 года.

Рост популярности переносов номеров действительно связан с введением независимого арбитража при переводе номера, рассказал "ДП" руководитель агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин. Облегчение процедуры MNP дало существенный прирост в переносах номеров.
“
"Конечно, интересно было бы посмотреть на структуру переносов, потому что есть гипотеза, что основную массу переходов получили виртуальные операторы и, скажем так, лидер рынка, который проводит довольно агрессивную политику, как маркетинговую, так и ценовую. Но, конечно, основной рост дала регуляторика, облегчение процедуры обеспечило такой показатель. Мы полагаем что в 2026 году упрощение процедуры будет продолжаться и эти показатели могут расти по отношению к предыдущим периодам", — добавил Юрий Брюквин.
Какие риски есть у перехода к другому оператору
Рост MNP — следствие взросления рынка связи и повышения требовательности абонентов, считает технический директор MD Audit (ГК Softline) Юрий Тюрин.
“
"Клиенты чаще меняют оператора из-за стоимости тарифов, качества мобильного интернета, покрытия в конкретных локациях и дополнительных сервисов — например, экосистемных предложений от банков или цифровых платформ. Существенную роль играет и снижение "барьера выхода": перенос номера стал привычной процедурой без потери контактов", — пояснил эксперт.
Дополнительным фактором выступают региональные ограничения связи и мессенджеров, в таких условиях пользователи ищут оператора с более стабильной работой сети именно в их регионе. В итоге MNP превращается в инструмент голосования рублём за качество сервиса, уверен спикер.
Пока процедура MNP разрешена только в пределах одного субъекта РФ, но с 1 сентября 2026 года россиянам разрешат переносить номер из региона в регион. Возможность переносить номер между регионами заметно усилит мобильность абонентов, считает Юрий Тюрин. Особенно это актуально для людей, переезжающих в другие регионы, работающих вахтовым методом или живущих между несколькими городами. Эти процессы способны кардинальным образом перекроить рынок телеком-слуг.
“
"Для рынка это означает рост конкуренции уже не только на региональном, но и на федеральном уровне: операторам придётся выравнивать качество и условия обслуживания по всей стране. Существенного одномоментного скачка переходов может не быть, но в среднесрочной перспективе MNP станет ещё более массовым и перестанет быть привязанным к географии", — сообщил спикер.
Ещё один важный момент в процессе MNP-переходов связан с рисками утечек: кажется, что когда персональные данные находятся в руках одной компании, то и вероятность наступления подобных событий снижается. Но всё не так однозначно, считает эксперт.
“
"Сама по себе процедура переноса номера не повышает риски, если операторы корректно соблюдают требования к идентификации и защите данных. Однако рост числа операций MNP увеличивает нагрузку на процессы обработки персональной информации, а значит, повышает требования к их зрелости. Основные риски связаны не с переходом как таковым, а с возможными ошибками в проверке личности и интеграции систем операторов. При правильной реализации MNP может даже повышать безопасность — абоненты уходят от операторов с неудовлетворительным уровнем сервиса и защиты к тем, кто выстроил более устойчивые и прозрачные процессы", — заключил Юрий Тюрин.

