Объединённая компания Wildberries & Russ (W&R, ООО "РВБ") официально объявила о покупке парфюмерно-косметической сети "Рив Гош" (РГ), ставшей убыточной за последние годы.
Зачем маркетплейсу понадобился такой актив, что будет с магазинами "Рив Гош" и как случившееся отразится на покупателях — в материале "Делового Петербурга".
Долгий путь
О завершении сделки по приобретению юридических лиц "Рив Гош" в пресс-службе W&R рассказали за пару недель до Нового года.
Представители Wildberries & Russ не стали рассказывать "ДП" о планах по развитию сети "Рив Гош" и торговых точек, повторив прозвучавшее накануне заявление: все необходимые юридические параметры сделки согласованы и вступили в силу, а сеть "Рив Гош" вошла в состав РВБ.
“
"Присоединение к Wildberries одной из крупнейших сетей "Рив Гош" позволит развить омниканальные продажи, значительно расширить ассортимент брендов на виртуальной витрине и обеспечить доступность товаров категории "Красота" для покупателей в регионах и странах присутствия", — напомнили в пресс-службе W&R в ответ на запрос "Делового Петербурга".
Соглашение о приобретении "Рив Гош" было достигнуто в ходе реализации стратегического партнёрства, о котором компании объявили в конце сентября. Речь шла о подключении более чем 250 магазинов сети к сервису маркетплейса Click&Collect по самовывозу товаров, а также создания собственного раздела для "Рив Гош" в тематическом каталоге на онлайн-площадке.
Вскоре после этого события в СМИ появилась информация о намерении WB&R приобрести парфюмерно-косметическую сеть магазинов: инсайдеры утверждали, что за сведениями о партнёрстве на самом деле скрывается передача прав на бизнес. Также отмечалось, что ООО "РВБ" предложило совладельцам "Рив Гош" более выгодные условия в отличие от структур миллиардера Алексея Мордашова, которые, если верить слухам, также претендовали на "Рив Гош" и принадлежащие сети бренды.
Официально сумма сделки по покупке сети "Рив Гош" объединённой компанией Wildberries & Russ не раскрывалась, однако ранее гендиректор Infoline-Аналитики Михаил Бурмистров оценивал весь бизнес "Рив Гош" в 12 млрд рублей, а стоимость сделки с учётом задолженности — в 5-6 млрд рублей.
Парфюмерно-косметическая сеть "Рив Гош" была основана в 1995 году бывшими супругами Павлом и Ларисой Карабань. Изначально операционная компания сети ООО "Аромалюкс" была на 100% подконтрольна кипрской Rive Gauche Group Ltd, бенефициарами которой считаются Павел и Лариса Карабань, но в конце 2007 года 75% её акций отошли основателю девелоперского холдинга "Финстрой" Олегу Бойко.
Через несколько лет, в августе 2012-го, Бойко избавился от контрольного пакета "Рив Гош", продав 51% акций бывшим совладельцам сети "Лента" и онлайн-ретейлера "Юлмарт" Дмитрию Костыгину и Августу Мейеру. Сумма сделки, по оценкам экспертов, составила на тот момент $115-140 млн (около 3,6-4,5 млрд рублей из расчёта по курсу 31,8 рубля за доллар по состоянию на середину августа 2012 года).
По состоянию на 2021 год основным владельцем сети "Рив Гош" была жена Августа Мейера — Инна Мейер, — тогда ей принадлежал 51% в вышеупомянутой Rive Gauche Group Ltd, которая, в свою очередь, владела 100% долей в операционной компании "Рив Гош" ООО "Аромалюкс". Владельцами ещё 25% была панамская Octapan Investments S.A., которую связывали с Павлом и Ларисой Карабань, а оставшиеся 24% приписывали компании, связанной с Олегом Бойко.
После того как супруги Мейер стали фигурантами уголовного дела о хищении средств ВТБ, "Сбера" и "Сбер Факторинга" на сумму 3,14 млрд рублей, суд в Петербурге наложил арест на имущество Инны Мейер. Впоследствии Мейеров наряду с Дмитрием Костыгиным признали виновными в причинении имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием, однако затем их наряду с другими подсудимыми — Владимиром Шонуровым, Сергеем Федориновым и Еленой Стрельцовой — освободили от наказания в связи с истечением срока давности.
Как следует из свежей выписки из ЕГРЮЛ, по состоянию на 15 декабря 2025 года ООО "РВБ" принадлежало 100% в операционной компании сети ООО "Аромалюкс" и управляющей ООО "УК ПС Групп", которыми ранее владела кипрская Rive Gauche Group Ltd. Согласно информации в СПАРК, по итогам прошлого года выручка ООО "Аромалюкс" составила 37,4 млрд рублей, тогда как чистый убыток достиг 1,5 млрд рублей, увеличившись втрое с 2023 года, когда он составлял 557,4 млн рублей.
Спасение утопающих
Хотя убыточность сети "Рив Гош" начали активно обсуждать в свете новостей о смене владельца, на самом деле она постепенно теряет позиции с 2014 года. Именно тогда первая волна санкций и ограничения по работе с Евросоюзом нанесли достаточно серьёзный удар по компании, в ассортименте которой традиционно были большие объёмы товаров из Франции и других регионов мира, обратил внимание в беседе с "ДП" основатель и гендиректор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков.
С течением времени негативная динамика нарастала из-за изменения потребительских предпочтений; ухода западных брендов с российского рынка; роста логистических издержек и бурного развития цифровой среды, на фоне которого усилилась конкуренция с онлайн-платформами. Доля офлайн-продаж сокращалась, а переход в онлайн требовал значительных инвестиций в цифровизацию, которые не всегда окупались.
Сильно сказалось на "Рив Гош" и падение доходов населения, которое наблюдается последние 10 лет: потребители переключились на более дешёвые товары, и соответственно, альтернативные каналы, указал Иван Федяков.
“
"Рив Гош" не росла уже очень давно: последние годы практически не открывала новых магазинов или поддерживала то количество, которое было достигнуто. Поэтому подобный сценарий был вполне закономерен и компания давно искала покупателя на свой бизнес. В лице Wildberries они нашли того, кто данный проект может взять в работу. Наверное, никто другой какой-то положительной выгоды из этого проекта и выжать не сможет", — говорит Иван Федяков.
С тем, что переход под контроль W&R — по сути, единственный шанс "Рив Гош" остаться на плаву, согласен и владелец агентства PROF COMMERCE Дмитрий Спицын.
“
"Для "Рив Гош" это, по сути, спасение и перезапуск: доступ к трафику, технологиям, аналитике и финансовым возможностям крупной цифровой платформы. Без такого партнёра сети было бы сложно конкурировать в новых условиях рынка", — указал эксперт, отвечая на вопросы "ДП".
Игра по-крупному
Опрошенные "ДП" эксперты затруднились дать точные прогнозы, как W&R распорядится новым активом, однако у них нет сомнений, что покупка "Рив Гош" ООО "РВБ" является значимым событием для российского рынка, которое отражает тенденции консолидации рынка и перехода к омниканальным моделям.
Тем более что, в отличие от Ozon, который сосредоточился на основном бизнесе, Wildberries & Russ делает ставку на развитии экосистемы. Об этом говорит, в частности, покупка туроператора Fun&Sun и аэропорта Магаса в Ингушетии, а также участие в приватизации почтового оператора UzPost в Узбекистане.
Между тем WB Банк начал поиск специалистов по кредитным продуктам, обратил внимание Forbes. Как следует из описания вакансий на портале HeadHunter, банк планирует выдачу потребительских кредитов, кредитов наличными и кредитных карт, выступая в роли конкурента как для крупнейших госбанков, так и собственных банков других маркетплейсов — "Яндекса" и Ozon.
“
"В целом для Wildberries сделка по приобретению сети "Рив Гош" является элементом стратегии развития экосистемы, — подтвердила в разговоре с "ДП" доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге кандидат экономических наук Линда Рыжих. — Для "Рив Гош" переход под контроль Wildberries&Russ будет иметь свои эффекты в виде капиталовложений в модернизацию и цифровизацию, расширения доступа к клиентской базе и логистическим возможностям маркетплейса. Также, конечно, благодаря объединению с другими активами сократятся операционные издержки".
Как подчеркнул Дмитрий Спицын, для Wildberries & Russ покупка "Рив Гош" является стратегическим шагом сразу в нескольких плоскостях.
Во-первых, это вход в премиальный и экспертный бьюти-сегменты, где у маркетплейсов традиционно слабые позиции. Во-вторых — доступ к сильному розничному бренду, лояльной аудитории и офлайн-сети, что является редкостью для экосистемы маркетплейса; В-третьих, сделка даёт Wildberries возможность вертикальной интеграции: от логистики и данных до продвижения и собственных торговых марок в косметике, перечислил эксперт.
Получив ряд преимуществ в виде расширения ассортимента за счёт эксклюзивных контрактов и собственных брендов "Рив Гош"; развития оминиканальности; а также оптимизации логистики и усиления премиального сегмента, в ближайшие годы Wildberries&Russ может сосредоточиться на оптимизации IT-инфраструктуры для синхронизации онлайн- и офлайн-продаж, предположила Линда Рыжих.
Также новый владелец "Рив Гош" может пересмотреть ассортиментную политику с акцентом на высокомаржинальные товары и запустить совместные акции и программы лояльности с другими своими активами.
Взгляд на перспективу
В то же время физические магазины, учитывая убытки, которые уже имеются у "Рив Гоша", могут и вовсе уйти в прошлое, допустил Иван Федяков.
“
"Рынок косметики и парфюмерии является одним из самых высокомаржинальных в онлайн-торговле, и маркетплейсы достаточно активно заходят в категории товаров, где видят хороший спрос. Wildberries, видимо, решила <...> упрочить благодаря "Рив Гош" свои позиции в нужной ей категории; И, соответственно, "отжать" долю у своих же селлеров, зарабатывая при этом необходимую для себя прибыль. Думаю, что закрытие физических магазинов — вопрос времени, потому поддерживать непрофильный бизнес без нужных компетенций будет очень непросто, учитывая, что компания и без того была убыточна. В моём понимании, благодаря бренду "Рив Гош" Wildberries начнёт переманивать покупателей в онлайн и наращивать продажи этой продукции там. Закончится это тем, что рано или поздно физические магазины либо перепрофилируют во что-то другое, либо просто закроют. Высокая ставка аренды, заработные платы и другие издержки, которые ретейлеры традиционно несут при работе, здесь достаточно высоки, и покрывать их прибылью будет очень и очень сложно", — прогнозирует Иван Федяков.
Противоположной точки зрения относительно судьбы торговых точек "Рив Гош" придерживается Линда Рыжих, которая, ссылаясь на рыночную практику, называет более перспективной омниканальную модель продаж.
“
"Как правило, премиальные бренды требуют физического контакта с товаром (тестирование ароматов, подбор оттенка). Помимо этого, магазины, расположенные в торговых центрах, привлекают трафик и служат точками контакта с клиентами. Кроме того, самовывоз из офлайн-точек для покупателей удобен, а также снижает логистические расходы компании. Вместе с тем я ожидаю дальнейшего роста доли онлайн-продаж. Думаю, Wildberries&Russ будет развивать собственный интернет-магазин "Рив Гош", организовав на маркетплейсе раздел с эксклюзивными предложениями. Также, возможно, будет создано мобильное приложение с расширенным функционалом", — допустила экономист.
В свою очередь Дмитрий Спицын прогнозирует, что в ближайший год Wildberries сделает несколько ключевых шагов в контексте приобретения "Рив Гош", включая интеграцию компании в свою экосистему за счёт кросс-продаж, единых программ лояльности, а также использование маркетплейс-трафика для офлайн- и онлайн-продаж косметической продукции.
Вдобавок W&R займётся оптимизацией ассортимента и экономики, сократив количество нерентабельных товаров на складах (SKU), а также усилив private label и эксклюзивных брендов, говорит собеседник "ДП".
Ещё одним направлением работы должно стать использование данных Wildberries для более точного ценообразования, управления остатками товара и персонализированных предложений. При этом часть магазинов, считает Дмитрий Спицын, будет переформатирована под шоурумы, точки экспертизы и сервиса, а не просто классическую розницу.
“
"Скорее всего, первый год уйдёт не на рост, а на стабилизацию и снижение убытков. Существенный эффект можно ожидать через 12-24 месяца, если интеграция будет проведена аккуратно и без разрушения ценности бренда "Рив Гош", — резюмировал эксперт.
