Разошлись пути: велодорожки в Петербурге стали развиваться фрагментарно

В Петербурге построили 6,8 км велодорожек за год
Автор фото: Сергей Ермохин/"ДП"

В Петербурге подводят итоги года по развитию велоинфраструктуры. Город построил четыре велодорожки протяжённостью 7 км, а в следующем году сделает ещё две. Запуск "кабинета велосипедиста" переносится на 2026–й.

В этом году в Петербурге построили 6,8 км велодорожек, сообщили "ДП" в СПб ГКУ "Городской центр управления парковками" (ГЦУП), подведомственном комитету по транспорту. Всего в Петербурге теперь насчитывается 160,8 км велосипедных маршрутов.

Где открыли новые велодорожки

Велоинфраструктура появилась в двух районах города: Приморском и Московском. Так, велодорожку протяжённостью 2,5 км открыли на Комендантском проспекте от Комендантской площади до Шуваловского проспекта. Построен веломаршрут Глухарская улица — Планерная улица — Яхтенная улица длиной 1,6 км и два участка на улице Типанова. Их протяжённость — 1,3 и 1,4 км соответственно.
В следующем, 2026 году запланирована организация двух велодорожек: на Приморском проспекте от Яхтенной улицы до улицы Савушкина, а также новый этап на улице Типанова. Как рассказали "ДП" в ГЦУП, на них предусмотрено финансирование в размере около 232 млн рублей.
Эксперты говорят, что значительная часть веломаршрутов этого года — продолжение прошлогодних проектов.
"В 2025 году строились как полностью новые велодорожки, так и долгострои. К сожалению, со строительством инфраструктуры вдоль существующих улиц большие проблемы — такие заказы не интересуют крупных подрядчиков. При стройке новых улиц велодорожки входят в проект и создаются сразу, и тут ситуация уже получше", — комментирует в разговоре с "ДП" ведущий транспортный инженер бюро OTS Lab, автор телеграм–канала "Город в движении" Дмитрий Баранов.

Кто отвечает за велоинфраструктуру

Как отмечают опрошенные "ДП" эксперты, развитие велосети в Петербурге пока идёт фрагментарно. Велодорожки в большинстве своём открываются на отдельных участках и в редких случаях образуют последовательные протяжённые маршруты.
Основная проблема заключается в том, что в городе нет единого центра, который отвечал бы сразу за всю велосеть. Член попечительского совета ассоциации "Пошли–поехали" Константин Мазеин называет три основные организации, которые занимаются созданием велодорожек.
Велоинфраструктуру на существующих улицах организует ГЦУП.
"Это главный государственный заказчик, который реализует адресную программу и проекты на действующих улицах. Всё, что строится из бюджета, проходит через них, и это самая системная часть развития", — говорит Константин Мазеин.
Велодорожки могут входить в состав новых улиц в районах активной застройки, например в Приморском, а также в новые транспортные объекты, такие как Большой Смоленский мост. Здесь заказчиком выступает уже комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). При этом часть объектов создают застройщики. Городские активисты отмечают, что эти велодорожки часто не попадают в официальные отчёты ГЦУП, но фактически увеличивают сеть веломаршрутов в городе.
Велоинфраструктуру создают также в рамках благоустройства парков и скверов. Такие велодорожки входят в компетенцию комитета по благоустройству и, по оценкам экспертов, дают точечный прирост.
При этом есть три основных документа, где прописаны планы развития велоинфраструктуры Петербурга. Это адресная программа внешнего благоустройства на территории улично–дорожной сети, Комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) и разработанная в 2023 году Велоконцепция ГЦУП до 2030 года. Последняя в открытом доступе отсутствует.
СМИ и эксперты неоднократно обращали внимание, что информация из этих источников может расходиться, причём как в самих документах, так и с заявлениями чиновников.
"КСОДД — это общий документ, который формирует некие рамки, где создавать, реконструировать дороги и делать велоинфраструктуру. Он задаёт общий вектор. Но при этом у комитетов есть свои планы на проектирование и создание веломаршрутов, которые могут отличаться от КСОДД. Поэтому получается, что по одному документу велодорожек в районе нет, а комитет по транспорту уже запланировал их сделать", — объясняет руководитель АНО "Петербургское велообщество" Павел Хусу.

Когда запустят "Кабинет велосипедиста"

В 2025 году комитет по транспорту анонсировал запуск сервиса "Кабинет велосипедиста". Это инициатива, победившая в рамках проекта "Твой Бюджет 2.0", которую предложили активисты АНО "Петербургское велообщество". Её реализует ГЦУП. Петербуржцам обещали дать возможность нанесения треков и создания тепловой карты, ведения статистики, общения и получения достижений.
Запустить "Кабинет велосипедиста" должны были в июне. Позже его притормозили на неопределённый срок: выяснилось, что необходимо изменить постановление правительства №945 "О транспортной стратегии Санкт–Петербурга". Как рассказали авторам инициативы в комитете по транспорту (документ есть в распоряжении "ДП"), постановление обновят до конца 2025 года.
"Во время проработки техзадания нам сразу обозначили, что для обеспечения нормативно–правовой базы проект реализуют в два этапа. Планировалось, что сначала запустят первый, который не требует изменений, а после поправок в документы подключат и второй. С чем связана столь значительная задержка (полгода. — Ред.) в запуске хотя бы того, что не требует согласований, непонятно", — отмечает автор инициативы Николай Гарнов.
"Реализация проекта была разбита на два этапа. Сейчас идёт процесс приёмки работ второго этапа. Вскоре “Кабинет велосипедиста” появится в приложении “Парковки Санкт–Петербурга”", — прокомментировали "ДП" в ГЦУП. Уточняется, что раздел для велосипедистов планируется запустить в начале 2026 года.
Вместо отдельного приложения город решил сделать раздел в действующем сервисе "Парковки Петербурга". Его, как и другие обновления системы Единого городского парковочного пространства (ЕГПП), разрабатывало ООО "Девяносто один" за 127 млн рублей. Эксперты, как и авторы идеи, сразу засомневались в таком изменении концепции.
"Смотрю на этот проект скептически. Зачем совмещать парковочную и велосипедную инфраструктуру в одном приложении? Видимо, так проще, чем создавать новое", — говорит ведущий транспортный инженер бюро OTS Lab, автор телеграм–канала "Город в движении" Дмитрий Баранов.
Параллельно петербургские велоактивисты ведут работу самостоятельно. Например, в 2025 году ассоциация "Пошли–поехали" при поддержке "Росмолодёжь.Гранты" разработала карту развития велоинфраструктуры в Петербурге и Ленобласти. В неё вошли как все существующие на данный момент веломаршруты, так и перспективные проекты, а также велопарковки и велосипедные экотропы.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.