Защита от терминатора: в парламенте Петербурга поспорили о правилах для роботов

Доставщики-беспилотники попали в первые ДТП в Петербурге
Автор фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Беспилотные роверы-доставщики успели попасть в Петербурге в несколько ДТП за первые 2 недели эксплуатации. Как регулировать такие происшествия, пока никто не знает.
Доставку 14 беспилотными роверами тестируют в Петербурге последние 2 недели, с 24 ноября.
Участники эксперимента — компания "Яндекс", которая доставляет продукты питания из "Яндекс.Лавки" конечным потребителям, сами потребители и комитет по транспорту.
По информации комитета по транспорту, которую представили на заседании постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры городского Заксобрания, за последние 2 недели роверы исполнили 11% от общего числа доставок — 661 заказ. Потребители услуги беспилотных доставщиков оценили их на нетвёрдую "пятёрку", отметили в комитете. В числе претензий — долгий срок ожидания и непростая система получения заказа.
Но главный вопрос, по мнению главы комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Алексея Цивилёва, заключается в отсутствии законодательной базы.
"В правилах дорожного движения роботов нет! Поэтому ссылаться на то, чего вообще нет, — это правовая неопределённость. А она может привести к уклонению от юридической ответственности", — сказал Алексей Цивилёв.
Депутаты надеялись услышать ответ от "Яндекса". Но экспериментаторы проигнорировали приглашение петербургских парламентариев. Между тем уже завтра число роверов будет увеличено ещё на три единицы, и их число достигнет 17. Их тестируют в рамках эксперимента в 36 субъектах России, в том числе в Петербурге. Роверами пытаются заменить курьеров пока только в Приморском районе.
"Так получилось", — объяснил заместитель главы администрации Приморского района Антон Полянский.
Главное требование районной администрации было таким: роверы не должны мешать дворникам и жителям района.
"На сегодняшний день в районную администрацию не поступило ни жалоб, ни обращений на работу роверов. Вообще никакой негативной реакции на работу роверов не зафиксировано", — сказал Антон Полянский.
Роверы по Приморскому району перемещаются не в автономном режиме, а под контролем оператора, который отслеживает их работу в удалённом формате, добавил Полянский. Но даже неусыпное око оператора не может предотвратить ДТП. Заместитель председателя комитета по транспорту Петербурга Александра Бахмутская сказала, что роверы за последние 3 недели успели несколько раз задеть автомобили, потому что те, не заметив ровер, перекрывали дорогу. Кроме того, беспилотные доставщики несколько раз сталкивались с курьерами на велосипедах. При этом каждый раз ровер продолжал маршрут следования.
"И были случаи, когда, скажем так, пешеходы с негативными эмоциями пытались взаимодействовать с роботом. Но ровер не получил критичных повреждений и сам никому не нанес эти повреждения", — отметила Бахмутская.
По информации комитета по транспорту, роверы попали в 14 дорожно-транспортных происшествий, по данным ГИБДД — всего в три.
Как рассказал начальник 2-го отдела управления ГАИ по Петербургу и Ленобласти Константин Яковлев, автоинспектор до сих пор не знает, как он должен вести себя с ровером, который попал в ДТП. Надо ли "задерживать" устройство, которое торопится с доставкой, или к ответственности необходимо привлекать оператора, который отслеживает перемещение ровера, либо надо призвать к ответу "Яндекс".
"У нас нет опыта правовых взаимоотношений с беспилотными технологиями. Нам, как исполнителям, необходим чёткий инструмент, по которому мы должны работать. Но этого инструмента нет", — сообщил Яковлев.
Петербургские депутаты, ссылаясь на предыдущий опыт общения с "Яндексом", не исключают, что роверы могут внезапно сменить пользователя, например если их передадут по договору субподряда. Также они могут "выйти из-под управления из-за сбоя мобильной связи или санкционных ограничений". Впрочем, по словам Александры Бахмутской, экспериментальный правовой режим необходим как раз для того, чтобы отработать законодательство, "которого сейчас и в самом деле нет".
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.