Чем живут модные бренды

Мода – это не только одежда, но и ретейл, рестораны и досуг. "ДП" изучил, какие тенденции диктуют условия локальным брендам.

Спрос на локальный продукт растёт. Спустя 3,5 года после массового исхода зарубежных брендов на российском рынке fashion–ретейла появились свои лидеры (хотя многие из них существуют на рынке далеко не первый год). И речь даже не о брендах–"заменителях", которые стихийно заполнили места ушедших гигантов.
Пожалуй, важнейший управленческий трансфер года — смена руководства крупнейшего fashion–оператора Melon Fashion Group (MFG, управляет сетями Zarina, Befree, Love Republic, Sela и Idol). В сентябре новым гендиректором группы стал Антон Летушев, занимавший до этого аналогичную должность в другом модном гиганте — Lime. Прежний гендиректор MFG Михаил Уржумцев с 1993 года работал специалистом службы ВЭД по работе с таможней на швейной фабрике "Первомайская заря", из которой позднее и выделилась Melon Fashion Group. В 2005 году Уржумцев был назначен гендиректором АО "Мэлон Фэшн Груп", с 2014 года был президентом компании, а в октябре 2015 года вернулся на пост гендиректора.

Места силы

По данным исследования NF GROUP, в сегменте fashion за первое полугодие 2025 года было открыто и анонсировано к открытию 32 новых магазина одежды, обуви и аксессуаров. 56% данных магазинов — брендовые, а к 44% относятся шоурумы, секонд–хенды и прочие, не брендированные магазины одежды. При этом за период закрылись 44 магазина. Основными торговыми коридорами остаются главные улицы центральных районов — Невский проспект, Большой проспект П.С., Каменноостровский проспект, а также Московский проспект с максимальным автомобильным и пешеходным трафиком, вокруг которых сконцентрирована основная деловая активность.
Как отмечает директор департамента торговой недвижимости NF GROUP в Санкт–Петербурге Анна Лапченко, Большой проспект П.С. сохраняет свои позиции главной fashion–локации города и российские бренды, как локальные, так и федеральные, в 2025 году продолжали заполнять торговый коридор.
Открывались и анонсировали открытие такие бренды, как TOUS, Marchelas, Dark Rain, Selfmade. Бренд Vua–lya и бренд "1811" дебютировали в Петербурге в 2025 году, и именно на Большом проспекте П.С. Также из крупных дебютов до конца года анонсировано открытие одного из брендов корейской косметики в данной локации.
При стабильно высоком спросе со стороны локальных fashion–брендов доля свободных площадей на Большом пр. П.С. не превышает в течение года 5%.
Региональный директор департамента торговой недвижимости NF GROUP Евгения Хакбердиева рассказала "ДП", что стратегия fashion–брендов в петербургских ТЦ в части аренды принципиально не изменилась.
Как для арендаторов, так и для девелоперов в приоритете по–прежнему долгосрочные договоры аренды — минимум на 3 года. Краткосрочные форматы возможны, но, как правило, это временные решения, когда бренд или торговый центр не уверены в дальнейшем сотрудничестве.
"Что касается площадей, которые российские бренды заняли после ухода иностранных ретейлеров, мы не наблюдаем всплеска закрытий. Если происходят какие–то корректировки в составе арендаторов ТЦ, то они реализуются в формате “бесшовных” мероприятий и не влияют на устойчивость рынка", — добавила Евгения Хакбердиева.

Крой и шитьё

Профессиональная модная жизнь в Петербурге по–прежнему кипит. Так, 16 октября 2025 года стартовал сезон Spring/Summer–2026 Санкт–Петербургской недели моды. Событие традиционно прошло на Новой сцене Александринского театра, где известные дизайнеры и новые имена участвовали в показах стритстайл–образов, деловой и образовательной программе, а также вечерних закрытых мероприятиях.
Участниками показов стали FABRIC FANCY by Sergey Khromchenkov, Chapurin, Leather by VAL, El Egoisto, Irina Valery. FFancy Choice — капсульный показ, в рамках которого были представлены коллекции Ketlin Shate, МХПИ, Скорняковой, Misvazani, Hoze и Alina Zabolotskaya. Showcase New Name от Синдиката моды включал показы Оксаны Черноусовой и Lena Starikova LAB. Показ студентов и выпускников Школы дизайна DH.
Ещё одним событием на рынке fashion–ретейла в Петербурге стало возвращение "Петербургского дизайна", который с 2022 года реализуется городским правительством при поддержке комитета по промышленной политике, инновациям и торговле. Оператором инициативы выступает НО "Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт–Петербурге". За последние 3 года к проекту присоединились более 450 локальных брендов.

Взгляд в будущее

Крупнейшие мировые агентства BoF и McKinsey проанализировали ключевые тренды в индустрии моды на 2026 год. Так, по данным аналитического отчёта The State of Fashion 2026, определяющим фактором сохранения конкурентоспособности для ретейлеров и производителей станет гибкость. Она прежде всего выражается в сокращении запасов продукции, а также упрощении праздничного ассортимента.
Вместо этого — фокус на основных, высокомаржинальных товарах, на которые есть гарантированный спрос.
Самый быстрорастущий сегмент модного рынка — бренды средней ценовой категории. Отчасти дело в том, что некоторые покупатели, которые раньше предпочитали люксовые бренды, больше не могут угнаться за стремительным ростом цен в этой категории и переходят к более дешёвым альтернативам. Впрочем, это не касается ювелирных изделий, спрос на которые остаётся стабильно высоким.
И даже в модном ретейле не обойтись без нейросетей. По данным McKinsey, AI и автоматизация меняют роли и функции в компаниях: спрос на технлогические компетенции растёт, а кадровый дефицит усиливается. Международные бренды рискуют отправить до 40% сотрудников ретейла на переподготовку или смену должности. Оптимизация доберётся и до специалистов медиа. Так, около 22% маркетинговых задач могут быть автоматизированы к 2030 году, в приоритете останется лишь разработка стратегий, контента и идей. По данным аналитиков, уже сегодня 92% компаний увеличивают инвестиции в генеративный ИИ, но только 1% считают свои внедрения продуманными.
Например, одна немецкая компания с помощью применения генеративного ИИ смогла снизить свои затраты на создание изображений на 90%. Таким же путём идут и другие международные бренды. В итоге умение пользоваться ИИ является одной из ключевых компетенций, которую ждут ретейлеры от сотрудников креативного сектора.
В 2026 году российский модный рынок ожидает масштабная налоговая реформа, инициированная Минфином РФ, которая включает в себя в том числе повышение основной ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 22% и снижение порога упрощённой системы налогообложения (УСН) с 60 млн до 10 млн рублей. Если порог по выручке для НДС снизят до 10 млн рублей, предприниматели в сферах розничной торговли, недвижимости, строительства, услуг и образования окажутся перед выбором: закрыться или неформально уйти от налогов. К такому выводу пришли авторы исследования из центра "Аналитика. Бизнес. Право" и эксперты Торгово–промышленной палаты.
Одним словом, для петербургских локальных брендов 2026 год обещает быть проверкой на прочность.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.