Автор фото: Михаил Тихонов/"ДП"

Добавить к рабочей поездке в Петербург пару выходных и изучить город — вот что выбирают бизнес–путешественники.

По данным Союза агентств делового туризма (САД), в 2024 году в денежном выражении рынок бизнес–тревел вырос на 27% и достиг рекордной отметки 1,05 трлн рублей. В первом полугодии 2025–го объём рынка командировок прибавил 10% к аналогичному периоду 2024 года.
Город на Неве не первый год находится в лидерах по количеству деловых поездок внутри страны. Участники рынка несколько лет говорят о развитии тренда на bleisure–поездки, которые подразумевают, что сотрудники компаний, приезжая в командировку в тот или иной город, берут 1–2 дополнительных дня на отдых.

Путешествие — синоним развития

Для региональной экономики bleisure — отличная возможность привлечь туристов: сотрудники компаний, положительно оценившие локацию во время деловой поездки, часто возвращаются туда повторно, уже в качестве отдыхающих, и демонстрируют более высокий уровень потребительских расходов, также они часто берут с собой членов семьи — что тоже приводит к увеличению поступлений в экономику региона.
Управляющий директор лидера рынка делового туризма компании "Аэроклуб" Юлия Липатова обратила внимание, что этот тренд особенно популярен среди поколений Z и миллениалов, он позволяет переосмыслить само понятие командировки.
"Это уже не просто рабочая обязанность, а часть концепции “Я путешествую — я развиваюсь”. Работодатели начинают более лояльно относиться к этому формату, понимая, что возможность получить дополнительные эмоции и впечатления в конечном итоге повышает эмоциональный заряд и эффективность сотрудника", — указала Липатова.
Эксперт подчеркнула, что российские, как, впрочем, и глобальные, компании инвестируют в благополучие персонала, особенно тех его представителей, которые принимают решения или работают с клиентами. Это часть новой HR– и CSR– повестки. Бизнес осознаёт, что расширение эмоционального опыта сотрудников — это значимый элемент корпоративной культуры, напрямую влияющий на их вовлечённость и производительность. "Среди наших клиентов становится всё больше тех, кто закрепляет за сотрудником возможность для bleisure на уровне корпоративных тревел–политик", — поделилась она.
По данным сервиса для организации деловых поездок "Островок Командировки", Петербург уже не первый год остаётся одним из городов — лидеров по количеству деловых поездок в России, уступая по популярности только Москве. С января по сентябрь 2025 года количество бронирований размещения деловыми туристами в Петербурге выросло на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чаще всего в командировки в Петербург ездят представители московских компаний — на них пришлось 72% всех бронирований в городе с января по сентябрь. Также с деловыми целями город посещают сотрудники компаний из Ленинградской и Московской областей, Карелии, Нижегородской, Свердловской, Самарской и Смоленской областей, Татарстана и Челябинской области. Среди иностранных деловых туристов наибольшая активность отмечается со стороны резидентов Белоруссии, Казахстана, Турции и Узбекистана.
Что касается bleisure–поездок, Петербург стал самым привлекательным регионом для этого формата, обогнав по количеству бронирований такие крупные центры, как Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Нижний Новгород, Сочи, Калининград, Краснодар и Владивосток.

Приедем в субботу

Эксперты сервиса "Островок Командировки" отметили, что в целом за 8 месяцев 2025 года количество бронирований деловых туристов с захватом выходных дней увеличилось на 7% по сравнению с прошлым годом.
Руководитель сервиса Любовь Васильева отметила, что знакомство с городом во время рабочей поездки часто становится первым шагом к тому, чтобы вернуться туда в качестве туриста с семьёй или друзьями. В итоге регионы получают дополнительный поток гостей, растёт загрузка отелей и ресторанов, развиваются локальные сервисы. Таким образом, деловой туризм становится драйвером для будущих путешествий и важным фактором развития региональной экономики.
Формат bleisure существовал всегда. Основатель и идеолог выставки въездного регионального туризма Cone Connection Russia (её основная цель — очно представить отели и регионы России иностранным туроператорам. — Ред.) Вениамин Егоров отметил, что Петербург — направление, где российские и иностранные туристы любят задержаться, особенно если отправились сюда в командировку впервые. Например, Cone Connection Russia помимо деловой программы предлагает иностранным делегациям разные формы культурного досуга, где сочетаются знакомство с культурными достопримечательностями и возможность установления новых партнёрских отношений.
"В качестве примера можем привести посещение старейшей петергофской мануфактуры “Ракета”, императорского часового завода. Экскурс в историю России и знакомство с современными технологиями часового мастерства были встречены восторженными отзывами участников", — отметил Егоров.
Он считает, что bleisure в целом стоит внедрять в корпоративную культуру предприятий, у которых имеет место командирование, — как элемент поощрения, заботы и развития сотрудников.

Красиво жить не запретишь

Деловые туристы чаще выбирают более дорогие объекты размещения, чем путешественники, прибывающие в город на отдых. С января по сентябрь 2025 года каждое третье бронирование через "Островок Командировки" приходилось на четырёхзвёздочные отели. Трёхзвёздочные отели занимали 19% всех бронирований, а альтернативные форматы размещения — бутик–отели, гостевые дома, хостелы и другие варианты — составили 17%. При этом 12% бизнес–туристов выбирали отели без звёзд, а 11% — апартаменты.
Генеральный менеджер отелей Hilton Олеся Повалиева рассказала, что среди бизнес–туристов растёт спрос на проживание в отелях, что связано с увеличением деловой активности, проведением крупных мероприятий и повышением уровня комфорта для гостей. По мнению эксперта, близость гостиницы к конгрессным площадкам — важный фактор, на который командированные обращают внимание, поскольку это обеспечивает удобство, экономит время и снижает стресс во время поездки.
"Деловые туристы требовательны к качеству сервиса и быстроте обслуживания. Это связано с тем, что в период поездки время у гостя крайне ограничено и ценно. Для таких путешественников важны комфортные номера, быстрый и стабильный Wi–Fi, наличие переговорных комнат. Значение имеют и дополнительные удобства: зоны отдыха, фитнес–центры, рестораны высокого уровня и возможность быстрого обслуживания, — поделилась она. — Бизнес–турист, как правило, платёжеспособен, он ценит профессиональный сервис и готов платить за высокий уровень комфорта и удобства".
В компании гостям предлагают присоединиться к программе лояльности HHonors, это позволяет стимулировать повторные визиты.
По данным сервиса для организации командировок "OneTwoTrip для бизнеса", число отельных бронирований в Петербурге с января по октябрь 2025 года выросло на 40% год к году. Стоимость суточного проживания в объектах размещения за год не изменилась и составляет 8500 рублей за ночь, а деловые туристы, как и год назад, чаще всего выбирают четырёхзвёздочные отели (их доля — 46% в сравнении с остальными).
"Петербург находится на третьем месте в топе российских городов, куда ездят командированные сотрудники с захватом выходных дней, его доля — 8,1%. На первом месте Москва (33,4%), на втором — Сочи (8,8%). В субботу или воскресенье возвращаются из командировок по России 26% бизнес–туристов, в прошлом году так делали 24%. За границей, как и год назад, задерживаются на выходные 35% сотрудников, которых компании отправляют в рабочие поездки", — поделился данными руководитель "OneTwoTrip для бизнеса" Степан Мастрюков.
В "Аэроклубе" видят смещение спроса в сторону более комфортных категорий размещения: наибольший рост, по оценкам компании, показали пятизвёздочные отели — их выбирали на 5% чаще, а доля сегмента увеличилась до 18% (16% в 2024–м).
При этом доля размещений в объектах без категории, к которым в том числе относятся квартиры и апартаменты, сократилась на 1%, до 5%, а объём проведённых в них ночей упал на 24%.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.