Современный банк — это не только держатель вкладов, источник кредитов и посредник в проведении расчётов. Часто он выступает как консультант по управлению бизнес–процессами и минимизации расходов.
О том, как сейчас строится взаимодействие банка и корпоративного клиента, рассказала Наталья Захарова, исполнительный вице–президент — начальник Департамента структурирования и продаж транзакционных продуктов Газпромбанка.
Что включает в себя понятие транзакционный бизнес?
— Транзакционный бизнес включает в себя всё, что связано со счетами, расчётами, управлением ликвидностью, рабочим капиталом. Сейчас очень большое значение придаётся развитию экосистемы и платформенных решений, ориентированных на управление казначейскими процессами компании. В целом это технологическое партнёрство, в основе которого лежит управление платёжной дисциплиной, опять же управление ликвидностью и обеспечение бесперебойных каналов связи.

Наталья Захарова, исполнительный вице-президент - начальник Департамента структурирования и продаж транзакционных продуктов Газпромбанка
При нынешней конъюнктуре банк наверняка отмечает рост интереса компании к расчётным продуктам. Какие тренды в этой области можете подметить?
— Безусловно, в первую очередь это скорость проведения платежа, получение качественной аналитики о платежах, организация эффективной платёжной дисциплины компании. Мы как банк, как провайдер финансовой услуги обеспечиваем эти сервисы. Вместе с тем сейчас мы говорим об обработке наличной выручки, безналичной выручки и, конечно же, у всех на слуху цифровой рубль, новое средство платежа. Этот инструмент постепенно обретает форму реального платёжного средства. ЦБ определил, что с 1 сентября 2026 года компании с выручкой свыше 120 млн рублей за 2025 год обязаны будут обеспечить приём оплаты в цифровых рублях в своих торговых точках. И, несомненно, важно подготовиться заблаговременно, в чём мы готовы поддержать. Мы провели ряд пилотов и действительно готовы открывать счета в цифровых рублях, обеспечив возможности оплаты цифровым рублём наряду с оплатой наличными и безналичными платежами. Это, наверное, один из главных трендов. В то же время, говоря о транзакционном банкинге, мы, конечно, подразумеваем технологии прежде всего в области обеспечения выделенных каналов связи с банком и работу по управлению казначейством, предоставление глубинной аналитики, контроль платежей и денежных средств в целом.
Не могли бы вы подробнее рассказать про флагманские продукты?
— Тут мы говорим о решениях, связанных с автоматизацией процессов и сокращением расходов в казначействе, повышением качества платёжной дисциплины, более эффективным управлением ликвидностью, увеличением скорости оборачиваемости рабочего капитала. Целый спектр сервисов связан с приёмом наличной выручки (онлайн–инкассация), обработкой безналичных поступлений. Немаловажно и выстраивание работы со списаниями и платежами. Онлайн–инкассация — безусловно, один из наших флагманских сервисов, мы на этом рынке прочно удерживаем лидерство. Банк здесь использует решение на базе автоматизированных депозитных машин (АДМ) российской разработки от компании Profindustry, полностью отвечающей принципам импортозамещения. Значительный интерес у корпоративных клиентов вызывает автоматизированный сервис централизованного управления ликвидностью предприятия, позволяющий контролировать все финансовые операции компании, обеспечивать планирование и анализ эффективности.
Что это за машина по приёму наличных? Можете рассказать, как она работает?
— Это фактически мини–сейф, который возможно установить даже под письменным столом, системно связанный с банком. Получая наличные, можно в соответствии со своим графиком вносить купюры в устройство. Кто–то это делает в конце смены кассира, кто–то — по мере генерирования выручки.
Машина устанавливается непосредственно на территории клиента?
— Да. Минимальные требования по установке машины — это 1,5 м2 площади, канал связи — интернет и четыре анкерных болта. Она может быть установлена как в специальном помещении, так и, например, в малых открытых торговых точках, в торговых центрах или в аэропортах.
Когда купюра вносится в АДМ, то в течение нескольких минут средства зачисляются на расчётный счёт и могут быть использованы компанией для расчётов. И это уже забота банка — обеспечить потом своевременную физическую инкассацию машины.
Какие ещё конкретные услуги доступны вашим партнёрам помимо классического РКО и современного способа инкассации?
— В части сервисов управления ликвидностью компании отмечу кэш–пулинг и решение по автоматизации казначейских процессов. Такие комплексы услуг позволяют управлять ликвидностью группы компаний, где перераспределяются денежные средства: от предприятий с избыточной ликвидностью к предприятиям с недостаточной. Использование банковских продуктов позволяет компании сократить кредитную нагрузку и процентные расходы. У нас есть реализованные решения для холдингов, имеющих разветвлённую структуру дочерних зависимых обществ и филиалов, включающую десятки или даже сотни счетов. Действительно, пулинг может быть многоуровневым, обеспечивая компании контроль и управление денежными потоками группы максимально оперативно. Также в нашей линейке выделю платежи на таможню и сервис, который работает в режиме 24 / 7. Мы предлагаем рынку новые платёжные сервисы и адаптируем классические решения.
Это применимо и к корпоративным картам: развиваются льготные, бонусные программы, упрощается отчётность — в реальном времени доступны данные для передачи в систему планирования ресурсов предприятия. Главное — аналитика позволяет оптимизировать многие процессы, структурировать финотчётность, снизить нагрузку на бухгалтерию, уменьшить объём наличного оборота и сэкономить самый ценный для всех ресурс — время. Кстати, к юбилейному, 60–му Дню работника нефтяной и газовой промышленности мы выпустили лимитированную бизнес–карту в новом дизайне, обыгрывающем образ нефтяного станка–качалки, — она оснащена светодиодами, которые активируются при оплате. Обновлена и "начинка": карта подключена к льготным программам, системе GazpromPay и MIR Pay, лимиты же по ней можно настраивать удалённо в любой момент.
На "транзакционной" банковской сессии в рамках ПМГФ–2025 мы подробно рассказали как о классических продуктах, так и об инновационных решениях.

За счёт чего банк может участвовать в управлении финансами предприятия?
— В первую очередь мы помогаем казначействам быть более эффективными, сокращая кредитное бремя. Вместе с тем решаем много других задач компании, которые могут лежать в административной плоскости, а также сферах HR, управлении льготами. И, таким образом, мы уже становимся не просто провайдером услуги в части финансов, а реализуем полноценную поддержку предприятия на правах технологического партнёра.В условиях растущей конкуренции работодатели стремятся удерживать сотрудников и снижать текучесть кадров. Поэтому нельзя не отметить такой актуальный сервис, как система доставки и управления корпоративными дотациями. Сервис работает на базе корпоративных карт и позволяет нашим партнёрам реализовать программу мотивации для компенсации сотрудникам затрат на питание, фитнес, отдых или здоровье — набор льгот гибко собирается под потребности компании. Лимиты устанавливает заказчик, то есть компания. Работники получают преференции в виде оплаты обедов или других категорий расходов, которые компенсирует компания. Причём программное обеспечение позволяет гибко формировать корпоративные льготы и обеспечивать как питание внутри предприятия, так и оплату услуг и товаров в сторонних точках. Это инструмент повышения лояльности и укрепления партнёрских отношений работодателя и сотрудника. Мы регулярно расширяем функциональность сервиса и опции программы, предоставляя дополнительные возможности для управления сервисом, и делаем акцент на лёгком, бесшовном внедрении в бизнес-процессы партнёра.
В плане ускорения документооборота что можете предложить крупным компаниям?
— Электронный документооборот — это одна из основ взаимодействия с банком. Этот сервис неразрывно связан с нашей системой "ГПБ Бизнес–Онлайн". Благодаря интеграции системы электронного документооборота в интернет–банк корпоративные клиенты могут обмениваться документами с партнёрами и контрагентами, не покидая экосистемы. Все ключевые этапы — создание документа, подписание квалифицированной электронной подписью, отправка и получение — происходят в едином интерфейсе, что позволяет пользователям не переключаться между разными личными кабинетами операторов ЭДО.
Именно в системе "ГПБ Бизнес–Онлайн" можно ознакомиться с подробной информацией обо всех сервисах Газпромбанка и дочерних зависимых обществ, получить доступ к наиболее релевантным для клиента, а благодаря опциям электронного документооборота открыть второй и последующие счета. Если счёта в банке пока нет, нетрудно его зарезервировать. Среди нефинансовых сервисов, которые так или иначе могут быть полезны компаниям, выделю продукт, который позволяет клиентам обновлять сведения о компании в ФНС через нашу систему. Сервис по проверке контрагентов также очень актуален. Здесь мы говорим о комплексной всесторонней проверке по открытым источникам в режиме онлайн.

Верно ли, что транзакционные услуги ориентированы только на крупных клиентов?
— Конечно, нет. Есть крупные клиенты, которые первыми пришли за сложными комплексными транзакционными продуктами. Но сейчас мы начали экстраполировать свои решения на представителей сегмента малого и среднего бизнеса. Более того, если мы говорим о крупной компании, заинтересованной в развитии централизованного казначейства, то часто процесс выглядит следующим образом. Сначала это работа с разрозненными счетами, затем формируется информационный пулинг, когда по всем компаниям данные аккумулируются на платформе холдинга. Далее это кэш–пулинг, о котором мы говорили выше, здесь реализован не только мониторинг, но и контроль денежных средств: они физически переводятся на счёт холдинговой компании. И затем это уже формирование фабрики платежей и единого центра обслуживания. Мы готовы пройти путь построения централизованного казначейства вместе с компанией.
Но даже если компания не ставит такой цели, мы всё равно предоставим необходимый сервис и поддержку. Хочу подчеркнуть, что мы можем предложить услуги на любой из всех этих стадий и предоставить компании решение в соответствии с её стратегией. Большая компания, малая, требуется ли весь спектр счетов с комплексным решением по управлению группой или же в ведении всего один счёт — мы всегда готовы поддержать и предложить услугу, которая будет решать конкретные бизнес–задачи. Счета и расчёты нужны всем, поэтому Газпромбанк заинтересован в сотрудничестве с компанией любого уровня и размера.
Наталья Юрьевна, конкретизируйте, пожалуйста, что такое "фабрика платежей"?
— Как правило, под термином подразумевается выделенное подразделение, занимающееся исключительно платежами холдинга. Всё, что связано с платёжной функцией, с обеспечением платёжной дисциплины, аккумулировано здесь. Банк же помогает компании организовать этот процесс. Поддерживаем с точки зрения аналитики, способствуем организации необходимой инфраструктуры. Поскольку путь формирования централизованного казначейства нами уже пройден со многими компаниями, мы с удовольствием рассказываем "неофитам" об опыте тех компаний, при условии, что и те, конечно, готовы будут поделиться с коллегами по цеху своей "историей успеха".
Многие транзакционные продукты перешли в цифру. Удалось ли импортозаместить иностранное программное обеспечение?
— Мы осуществили весь комплекс работ по переходу на отечественное программное обеспечение и полностью реализовали импортозамещение в части электронных каналов обслуживания, обеспечивающих клиенту передачу в банк не только платёжных поручений, но и любых финансовых сообщений.

Мы с вами находимся на Газовом форуме. Какие особенности работы с предприятиями ТЭК вы могли бы выделить?
— Предприятия ТЭК и весь нефтегазовый контур, энергетическая отрасль — это те направления реального сектора, которые являются очень быстрыми, требовательными, проактивными, поэтому остро необходима оперативная реакция на их потребности и вызовы, диктуемые временем.
Компаниям отрасли важны высокотехнологичные решения, API–интеграция c ERP–cистемами предприятия, электронный документооборот; особое внимание уделяется цифровизации и импортозамещению. Также важны отраслевая экспертиза и быстрота принятия решений. Однако, предлагая новые сервисы и технологии, нужно быть готовыми строго в срок обеспечить их внедрение. Потому как рынок очень динамичен: мы должны не только поддерживать его тренд, но и предлагать действительно инновационные вещи.
Мы стараемся реагировать на потребности отрасли в турборежиме. Кроме того, критически важно выдерживать высокую планку эффективности. Думаю, это нам удаётся.
Выступая технологическим партнёром для компании, наша задача — обеспечить бесшовную работу всех казначейских процессов, масштабироваться вместе с бизнесом и быть проводником в новую цифровую реальность.