Редакция "ДП" подготовила специальную серию выпусков подкаста "История по делу" в рамках проекта "Хранители наследия Петербурга". Мы не ушли от главной темы второго сезона — инвестиций. Но конкретизировали направление. Эта серия эпизодов посвящена проектам, позволяющим сберечь памятники архитектуры Северной столицы, и людям, благодаря которым возможна реализация самых невероятных проектов.
И первый спецвыпуск расскажет о том, почему Ленинградская школа реставрации считается одной из сильнейших в мире. И какие уникальные методы используют современные реставраторы для сохранения наследия Петербурга.
Партнёром выпуска выступил Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет.
Свой путь
1 июля 2025 года Ленинградская школа реставрации отметила своё 80-летие. Именно в этот день в 1945 году, когда не прошло и двух месяцев после Победы в Великой Отечественной войне, было подписано постановление Совета Народных комиссаров СССР о создании архитектурно-реставрационных мастерских, главной задачей которых стало восстановление разрушенных во время войны архитектурных и скульптурных памятников Петербурга и пригородов XVIII–XIX веков. К слову, тогда, в период возведения этих памятников, в Имперской России, как и в Европе, подход к реставрации зданий и предметов искусства был совершенно иным, нежели сейчас.
Дело в том, что вплоть до начала ХХ века было принято работать, основываясь на принципах стилистической реставрации, что предполагало не просто восстановление, но зачастую и изменение, "улучшение" памятников архитектуры в соответствии со стилистическими представлениями реставраторов об их "идеальном" облике.
Иными словами, зачастую мастера ставили своё видение выше исторической правды или были вынуждены учитывать мнение заказчика, который мог пожелать не просто восстановить, а дополнительно приукрасить, внести изменения во внешний вид фасадов или интерьеров. Не располагая точными достоверными сведениями, утраченные части зданий восстанавливали просто по аналогии со стилистически подобными или в строгом соответствии с конкретным стилем.
Ярким тому примером может послужить Собор Парижской Богоматери во Франции, Вестминстерский дворец в Англии или замки на Рейне в Германии.
В России в начале XVIII века появились первые публикации о памятниках зодчества, началось систематическое изучение и обмеры памятников. К 1870–1890-м годам история русской архитектуры выделилась в самостоятельное направление российской науки. Архитекторы Л. В. Даль, А. М. Павлинов, В. В. Суслов, Н. В. Султанов использовали новые методы в изучении памятников: анализ архитектурной формы в связи с назначением здания, материалами и конструкциями. Впервые в научный оборот были введены графические реконструкции зданий, позволившие воссоздать их первоначальный облик.
Уже в начале ХХ века большой вклад в развитие науки внесли М.В. Красовский, А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь и другие исследователи.
Однако к моменту окончания Великой Отечественной войны, когда возникла острая необходимость восстановить или спасти огромное количество памятников, как таковых научных методов выработано не было и пришлось пересмотреть сложившиеся к тому времени принципы.
Современный подход к реставрации весьма строг: в приоритете историческая подлинность и максимально возможная сохранность первоначального облика памятников. Глубочайшая научная проработка каждого проекта стала одним из основных принципов работы Ленинградской школы реставрации. Этот новый подход позволил свести к минимуму ранее принятую стилистическую реставрацию и стал настоящим прорывом.

Свои традиции
Основные принципы Ленинградской школы реставрации остаются неизменными в современных реалиях. Первый из них — сохранение исторической памяти, внимание к каждой детали, отражающей уникальность памятника.
Второй — использование современных технологий, в том числе цифровых. Сегодня в распоряжении реставраторов 3D-сканирование, лазерная очистка, компьютерное моделирование, цифровизация документов. Это позволяет более точно воссоздавать утраченные элементы и проводить реставрационные работы с минимальным риском для сохранности памятников.
Кроме того, Ленинградская школа всегда уделяла большое внимание подготовке кадров. Сегодня в учебных заведениях Петербурга молодые специалисты изучают традиционные методы реставрации и осваивают современные подходы. Также развивается институт наставничества. Это обеспечивает преемственность знаний и навыков.
Эксперты Северной столицы активно сотрудничают с зарубежными коллегами, обмениваясь опытом и внедряя лучшие мировые практики. Это способствует развитию реставрационной науки и укреплению международного статуса Ленинградской школы.
Среди выдающихся проектов Ленинградской школы реставрации можно выделить восстановление дворцово-парковых ансамблей Петергофа, Царского Села и Павловска после Великой Отечественной войны. Эти работы стали образцом научного подхода и бережного отношения к культурному наследию. Из недавних проектов, нельзя не отметить реставрацию Исаакиевского собора, Смольного монастыря, исторического здания Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, Храма Вознесения Христова ("Спас на Крови"). Последний проект, конечно же, один из самых масштабных и сложных, ведь фактически реставрация храма началась ещё в 1980-годы.

Недавно на заседании правительства Петербурга были названы три знаковых объекта, которые планируется отреставрировать к 2030 году, — "Красный треугольник", Апраксин двор и Конюшенное ведомство.
Помимо этого, осуществляется восстановление фасадов жилых домов. Уже завершены работы на 39 объектах, ведутся на 35, в этом году приступили к реставрации фасадов ещё 9 зданий. В том числе знаменитого Толстовского дома на набережной Фонтанки и дома Басина на площади Островского. До 2030 года планируется привести в порядок 255 фасадов. Начаты проектные работы по реставрации Ново‑Михайловского дворца, Соляного городка и ограды сквера у Казанского собора.
Ленинградская школа реставрации — образец для развития многих реставрационных школ, в том числе за рубежом. Её традиции, основанные на научном подходе, бережном отношении к памятникам и использовании как самых передовых, так и исторических технологий и материалов, продолжают вдохновлять современных реставраторов.