Российские ретейлеры расширяют сотрудничество с местными производителями, отметили участники международного торгового форума "Ресурсы роста. Ретейл и интеграция", который прошёл в Москве.
В частности, "Магнит" увеличил долю отечественных марок в сегменте косметики и бытовой химии до 50%, рассказала управляющий директор ПАО "Магнит" Анна Мелешина. По её словам, за последние 3 года прошло импортозамещение в таких нишевых категориях, как уходовая косметика, средства для волос и ногтей. А DIY-ретейлер "Петрович" сократил долю импортной продукции в ассортименте до 5%.
“
"Эти позиции ограничены товарами, которые пока не производятся в России или их местное производство экономически нецелесообразно", — рассказал генеральный директор СТД "Петрович" Евгений Мовчан.
Он отметил, что в нынешних условиях импорт сопряжён со значительными логистическими издержками и требует поддержания больших товарных запасов, что увеличивает цены на 15-20%.
Импортные товары дополняют ассортимент там, где российские поставщики представлены недостаточно, указал директор по взаимодействию с органами государственной власти Х5 Group Борис Огарков. Он добавил, что основная часть ассортимента в магазинах Х5 Group — местного производства.
Участники рынка видят развитие российских брендов и углубление евразийской интеграции и в fashion-ретейле. Руководитель группы по взаимодействию с государственными органами Lamoda Александр Перекрест считает, что следующие годы будут периодом жёсткой конкуренции за российских селлеров и бренды. В компании видят потенциал в синергии с рынками ЕАЭС, отмечая важность унификации требований к онлайн-торговле в этих странах и синхронизации систем маркировки — это расширит взаимный доступ производителей на рынки и качественно усилит конкуренцию.

Неоднозначный вопрос
Участники дискуссии отдельно обсудили инициативу Минпромторга по созданию в магазинах "российской полки" с приоритетом отечественных товаров. Представитель регулятора Юлия Юдина отметила, что потребителям зачастую сложно понять, какой из товаров российского производства, а ретейлерам — наладить сотрудничество с молодыми отечественными брендами.
“
"Задача законопроекта — помочь торговым сетям и маркетплейсам наладить диалог с поставщиками. Чтобы ретейлеры, которые лучше всего знают потребности покупателей, находили российские бренды и помогали производителям дорабатывать товары до совершенства", — отметила спикер.
Однако бизнес видит сложности в реализации на практике. В частности, многие местные бренды зависимы от импортных комплектующих, и слишком строгие критерии локализации могут создать дополнительные барьеры для развития местного производства.
“
"Нет чётких критериев, определяющих принадлежность товара. Многие российские бренды используют иностранные комплектующие. Если внутренняя начинка импортная, то законопроект может создать излишние бюрократические барьеры для таких брендов", — указывает председатель Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов.

Контрафакт на маркетплейсах
Изменения в логистических цепочках создали проблему роста контрафакта, отмечают ретейлеры. Доля нелегальной продукции на российском рынке в 5 раз превышает среднемировые показатели, а объём теневой торговли достигает 5 трлн рублей, сообщил Мовчан.
Более 54% контрафактных товаров продаются на открытых рынках, около 37% — через маркетплейсы.
“
"Яркий пример — бренд строительной техники Makita: по данным производителя, 99% продаваемых под этой маркой товаров на платформах — подделки", — отметил он.
По мнению экспертов, чтобы решить растущую проблему контрафакта, требуется ужесточить таможенный контроль, ввести прослеживаемость продукции по всей цепочке поставок и солидарную ответственность для онлайн-платформ и продавцов за сертификацию качества товаров, как это сделано в Китае.
“
"Любой контрафакт — это ущерб и риски для жизни и здоровья. Важно, чтобы все игроки рынка, и производители, и продавцы, и онлайн-платформы, обеспечивали прослеживаемость товара", — считает глава СТД "Петрович".
Высокий уровень подделок на рынке fashion — барьер для развития российских брендов, считает представитель Lamoda Александр Перекрест. Выбирая дешёвую подделку зарубежного бренда вместо качественных отечественных аналогов, потребитель переводит деньги в теневой сектор, лишая легальную экономику ресурсов для роста, подчеркнул он.
Перекрест предлагает ускорить создание Евразийского реестра объектов интеллектуальной собственности и гармонизировать правила защиты прав потребителей в онлайн-торговле.
Председатель Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов указал на изменения, происходящие на розничном рынке. Так, если 16 лет назад закон о торговле регулировал физические магазины, то сегодня ретейлеры стали экосистемами, которые закрывают весь спектр потребностей и эмоций потребителя: от медиа и поиска информации до финансовых услуг.
В ближайшем будущем, по мнению эксперта, исчезнет граница между торговыми форматами, участники онлайн- и офлайн-рынков станут практически неотличимы друг от друга. Поэтому важно выровнять отношения в регулировании платформ и сетевой торговли, сделать его сбалансированным.