"Андор" (Andor), 18+, 12 эпизодов
На протяжении первого сезона Кассиан Андор (Диего Луна) перековывался из вора и мошенника в участника антиимперского сопротивления, знакомился с сенатором Мон Мотмой (Женевьев О’Рейли), сотрудничающей с Повстанческим альянсом, и антикваром Лютеном (Стеллан Скарсгард), одним из тайных лидеров подполья. И в конце концов становился апологетом вероятной революции. Второй сезон продолжает рассказывать о том, что предшествовало событиям фильма "Изгой–один" (2016), и заканчивается незадолго до их начала.
"Андор" — настоящий эксперимент киностудии Disney, в своё время заполучившей "звёздную" франшизу и, как казалось, превратившей её в бездушную машину по зарабатыванию денег. В обоих сезонах сценарист Тони Гилрой (писавший сценарий и для "Изгоя") легко меняет жанры, не боясь ошибиться, детально выписывает быт и характеры персонажей. Второй сезон стал жёстче и мрачнее — и оттого ещё реалистичнее.
"Звёздные войны" всегда славились историческими и культурными отсылками, но в "Андоре" их концентрация кратно возросла. Помещая события в выдуманный от начала и до конца мир, Гилрой явно держит в уме историю тиранических режимов, сумевших продержаться не одно десятилетие ХХ века. По ходу просмотра вспомнятся и Ванзейская конференция, и участники европейского Сопротивления времён Второй мировой, и послевоенные протесты, проходившие в разных государствах по разным причинам. При этом авторы сериала избегают дидактизма и вообще наставлений в любой форме, ненавязчиво показывая, что позволяет справиться с внешним давлением даже в самых, казалось бы, безысходных обстоятельствах.
"Гангстерленд" (MobLand), 18+, 10 эпизодов
Отпрыски двух враждующих гангстерских кланов в компании друзей отправляются потусить в клубе. После этого первый — Томми Стивенсон (Феликс Эдвардс) — исчезает бесследно, а второй — Эдди Харриган (Энсон Буна) — то отмалчивается, то безбожно врёт. Разруливать ситуацию с отцом пропавшего юноши и главарём конкурирующей группировки Ричи Стивенсоном (Джефф Белл), требующим вернуть сына, отправляют Гарри де Сузу (Том Харди) — доверенное лицо семейства Харриганов в лице прежде всего Конрада (Пирс Броснан) и его дорогой супруги Мейв (Хелен Миррен).
Первые эпизоды срежиссировал Гай Риччи, задав тем самым тон всему сезону. События приобретают шекспировские размах и масштаб. В связи с этим рецензенты нередко вспоминают "Ромео и Джульетту", что, конечно, справедливо, но значительно ближе к происходящему оказывается другая, менее известная пьеса великого драматурга — "Тит Андроник". Кровавый и чрезмерно жестокий даже для тех времён сюжет идеально ложится на реалии "Гангстерленда". Насилие растёт в геометрической прогрессии, способы уничтожения врагов становятся всё изощрённее, а тут ещё и полиция садится на хвост, отчего напряжение и вовсе зашкаливает. Впрочем, сериал ценен прежде всего не историей, а исполнителями. От Харди, Миррен, Броснана и раньше невозможно было оторвать глаз, но под стать им и менее опытные партнёры. Психопат Эдди в исполнении Энсона Буна — один из самых запоминающихся членов этой равно уважаемой семейки. Теперь ждём сезон номер два.
"Отдел нераскрытых дел" (Dept. Q), 18+, 9 эпизодов
В результате неудачного патрулирования погибает молодой полицейский, детектив Карл Морк (Мэттью Гуд) получает пулю в шею, а его напарник оказывается частично парализован. Начальство отправляет раздражающего Морка подальше с глаз, а точнее — в подвал, где он среди неработающих унитазов и душевых должен разбирать пыльные папки с делами. Вскоре к нему присоединяются такие же неудачники — бывшая оперативница Роуз (Лиа Берн) и сириец Акрам (Алексей Манвелов), с самого начала окружённый флёром загадочности. Именно последний отыскивает в горе документов дело об исчезнувшем прокуроре (Хлоя Пирри). Трио решает возобновить его и раскрыть.
Книжная серия датчанина Юсси Адлер–Ольсена уже была экранизирована местными режиссёрами, а затем за неё взялся Скотт Фрэнк ("Ход королевы"). Он мастерски работает с жанром криминального триллера, выстраивая сюжет в замедленном (иногда даже слишком) темпе, то и дело повторяя ранее сказанное. Тягучесть рассказа, в котором хватает семейных тайн, скрытых социопатов и ужасающих убийств, может начать раздражать. Но режиссёр отменно знает своё дело, ловко подогревая зрительское желание собрать пазл целиком, наконец понять, кто есть кто, и порадоваться собственной прозорливости.
"Последняя годовщина" (The Last Anniversary), 18+, 6 эпизодов
39–летняя Софи (Тереза Палмер) работает журналисткой и пытается как–то наладить личную жизнь, которая давно лежит в руинах и не подаёт сигналов к воскрешению. Но неожиданно на девушку сваливается наследство — роскошный особняк на зелёном острове. В роли благодетельницы оказывается бабушка экс–бойфренда Софи, которую та едва знала.
Внезапная наследница отправляется на Скрибли–Ган, где её встречают с разной степенью дружелюбности родственники почившей Конни, живущие в этом доме и зарабатывающие на жизнь рассказами о некогда пропавших Элис и Джеке Монро. Пара оставила после себя новорождённую девочку, пудинг и пару фото.
Достаточно знать, по чьему роману снят сериал, и многое станет ясно ещё на старте. Но от этого не будет менее захватывающим. Джон Полсон ("Расскажи мне свои секреты") экранизировал ранний роман Лианы Мориарти, прославившейся после сериала "Большая маленькая ложь", за которой последовали "Девять идеальных незнакомцев" и "Яблоки никогда не падают". В центре "Годовщины" — коллективный портрет женщин разных поколений, связанных тесными узами.
Конечно, детективная линия здесь одна из ведущих, но важнее оказываются темы, возникающие по ходу расследования, начатого Софи. Они универсальны во все времена — материнство и воспитание детей, память и травма, поиск самоидентичности и самореализация. Добавить к этому наглядную эволюцию отношения общества к женщине вообще — и получится социально острая картина, пусть и не самого грандиозного масштаба.
"Этернавт" (El Eternauta), 18+, 6 эпизодов
В канун очередного Рождества несколько друзей собираются для игры в карты. Но вечер заканчивается едва начавшись: на Буэнос–Айрес обрушивается снегопад. В результате жизнь в городе останавливается. Перестаёт работать вся техника, включая телефоны и интернет. Один из друзей порывается уйти домой, но падает замертво, едва переступив порог, — снег ядовит. Спустя время один из героев, будучи инженером, устанавливает невероятное: почему–то перестал работать радиационный пояс Земли, а полюса планеты перетасовались.
"Этернавт" является экранизацией одноимённого комикса, созданного почти 70 лет назад писателем Эктором Оэстерхельдом и художником Франсиско Солано Лопесом. Через 12 лет вышла вторая редакция графического романа, значительно переработанная и политически более заряженная. Спустя ещё несколько лет Оэстерхельд бесследно сгинул вместе с дочерьми, что только повысило популярность "Этернавта". Так что вопрос экранизации был лишь вопросом времени.
Сценаристы Бруно Стагнаро (он же режиссёр) и Арьель Стальтари перенесли действие в настоящее время, сохранив все основные линии и героев. История, начавшаяся как постапокалиптическая, по ходу перерастает то в триллер, то в мелодраму, а то в научно–фантастический хоррор. Поступившись политическим содержанием, Стагнаро вывел рассказ на универсальный уровень, создав задел на второй сезон.