Закрытие станции метро "Парк Победы" ударит по кошельку местного бизнеса

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Из–за закрытия станции метро "Парк Победы" местные заведения могут недосчитаться части покупателей и потерять в выручке. Ставки аренды при этом снижаются не сильно и не сразу.

Станция метро "Парк Победы" с 29 июня закроется на 2 года, подтвердили "ДП" в пресс–службе ГУП "Петербургский метрополитен". Планируется снести действующий павильон, на его месте возвести двухэтажное здание с подвальным этажом, а также благоустроить прилегающую территорию. Комитет по охране памятников (КГИОП) выдал метрополитену положительное заключение на проект реконструкции в январе 2025 года.

На аренде не сэкономить

Эксперты не раз отмечали, что закрытие действующих станций на ремонт непосредственно влияет на кафе, магазины и другие организации, расположенные в окрестностях. Из–за снижения пешеходного трафика у вестибюлей выручка заведений может довольно заметно падать. Иногда в связи с этим происходит ротация бизнеса. Например, когда была закрыта "Чернышевская", местные жители замечали, как исчезают некоторые несетевые магазины и кафе, а на их месте появляются предприятия из индустрии красоты.
Наличие или отсутствие метро влияет не только на малый бизнес. Так, петербургский хоккейный клуб "СКА" уже предусмотрительно решил, что домашние матчи сезона–2025 / 26 проведёт в Ледовом дворце, к которому команда привыкла за долгие годы (подробнее см. стр. 12). Причиной руководство клуба прямо назвало тот факт, что болельщикам неудобно будет добираться на матчи при закрытом метро.
"Парк Победы" — важный пересадочный и деловой узел на юге города, его закрытие ощутимо для всего Московского района. В спальных районах ситуация иная: там магазины, салоны красоты и рестораны во многом рассчитаны на жителей близлежащих домов, которые продолжают пользоваться ими независимо от того, каким образом они передвигаются по городу. Исключение могут составить те помещения, которые находятся возле встроенных в здания станций метро, буквально в одном метре от выхода, говорит консультант по недвижимости и ретейлу Владимир Каличава.
На момент ремонта может снизиться активность арендаторов, заинтересованных в отдельных объектах, но незначительно. Соответственно, может увеличиться срок экспозиции конкретных объектов. Незначительно закрытия сказываются на темпах роста арендных ставок — повышать их на этом фоне не будут или будут, но медленно (в зависимости от локации). Впрочем, и существенного снижения ожидать не стоит.
"Средняя ставка аренды в локации “Парка Победы” не претерпит существенных изменений с момента закрытия на ремонт. Станция — далеко не в лидерах по пассажиропотоку, жилмассив вокруг тоже весьма незначительный (по меркам густонаселённых “спальников” и центральных районов). Основной трафик от метро сосредоточен на пешеходной зоне с торговыми павильонами вдоль улицы Анатолия Кони (от Московского проспекта к Варшавской улице), по направлению к студенческому городку, — перечисляет Владимир Каличава. — Практически весь существующий пешеходный трафик сохранится и просто будет генерироваться не эскалаторами метро, а автобусами и трамваями, которые будут привозить тех же самых людей к закрытой станции метро “Парк Победы” от расположенных в 1,5 км станций “Электросила” и “Московская”".
Если арендодатели и сочтут необходимым предоставить скидку на аренду, то дисконт будет в пределах 5–10%, поскольку трафик не упадёт более чем на 5–10%.
Эксперты указывают, что открытие станций после ремонта или запуск новых также резко не меняет ситуацию с близлежащими объектами стрит–ретейла как по уровню вакансии, так и по ставке. Например, объекты в районе "Чернышевской" до сих пор не отыграли имевшее место снижение ставки, хотя вакансия снижается. Помещения у станции метро "Горный институт", открывшейся около полугода назад, заполнены не полностью.

Украденный трафик

В компании Focus Technologies указывают, что влияние работающей рядом станции метро заметно по распределению покупательского трафика в городской среде.
Как подчёркивает руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев, при закрытии станций метро снижение Mall Index (плотность потока посетителей на единицу торговой площади) ближайших торговых объектов и количество заказов в кафе и ресторанах может достигать в среднем 15–25%.
"В случае с “Чернышевской” и “Пионерской” уже в течение первого месяца после закрытия было зафиксировано снижение трафика в ближайших объектах розницы и сокращение количества заказов в объектах общественного питания на 10 –20% в зависимости от формата объекта. Больше всего пострадал бизнес, ориентированный на повседневную покупательскую активность и высокий транзитный трафик. В ряде случаев также фиксировалось сокращение среднего чека, что объясняется снижением импульсного спроса", — комментирует Васильев.
Такую тенденцию подтверждают и сами предприниматели. Так, в пресс–службе сети ресторанов "Теремок" рассказали, что замечают последствия закрытия станций буквально в первые 1–2 дня: количество гостей снижается, особенно в часы пик.
"При закрытии станции “Удельная” в июне 2024 года поток гостей упал более чем на четверть. И разумеется, это сразу отразилось на выручке. Похожую динамику мы наблюдали и в других случаях, включая закрытия “Чернышевской” и “Пионерской”. Средний чек в таких ситуациях может колебаться: в некоторых случаях он растёт за счёт более лояльной аудитории, но общий оборот, как правило, падает", — отметили там.
В компании стараются готовиться к таким событиям заранее. Если станция метро закрывается на срок более 1–2 месяцев, то запускают дополнительные локальные рекламные активности, усиливают онлайн–продвижение или проводят реконструкцию объекта.

Занять хлебные места

Открытие новых станций метро тоже не проходит бесследно. Оно может приводить к существенному росту трафика, в особенности в объектах, расположенных в радиусе 500–1000 м. Несмотря на то что возле "Горного института" высока вакантность, по оценкам аналитиков Focus Technologies, в первые месяцы после открытия станции трафик в магазинах и точках общепита в радиусе прямого доступа к вестибюлю вырос в среднем на 20–25%.
Так как запуск "Горного института" был событием, которого жители города ждали с большим нетерпением, бизнес активно присматривался к окрестным локациям. Например, "Теремок" открыл в соседнем бизнес–центре свой ресторан буквально за 2 дня до того, как станция начала принимать пассажиров.
"Мы наблюдали рост трафика, и это подчёркивает важность шаговой доступности метро. Присутствие станции рядом с точкой ощутимо повышает ежедневный поток гостей и упрощает формирование привычного потребительского маршрута", — отметили в компании.
Представители других сфер потребительского рынка более осторожны в прогнозах. В компании Wildberries считают, что закрытие станций может краткосрочно повлиять на покупательские маршруты, особенно в крупных городах. Однако, по наблюдению представителей маркетплейса, такие изменения редко становятся решающим фактором для партнёров при открытии или закрытии пунктов выдачи заказов.
При закрытии станции метро посещаемость ближайших ТЦ показывает падение на 10–20% в первые месяцы. Средний чек при этом может оставаться примерно на том же уровне или даже немного расти (клиенты, которые всё же добираются, тратят больше за единицу визита), но общий оборот снижается из–за уменьшения числа посетителей. Многие арендаторы отмечали, что без привычного потока людей приходится активнее продвигать акции, усиливать онлайн–сервисы и доставку. И напротив, после улучшения транспортной доступности (новые или обновлённые выходы, подъездные маршруты) трафик в близлежащих ТЦ и магазинах растёт, по нашим оценкам, на 5–15%. Это зависит от конкретного расположения, конфигурации пешеходных маршрутов и дополнительных факторов (парковка, привязка к деловым или учебным центрам). Открытие станции создаёт заметный импульс: люди начинают чаще заезжать за покупками или в кафе. Могу порекомендовать ТЦ подстраиваться заранее: при плановых закрытиях метро уведомлять арендаторов и клиентов, усиливать маркетинг в соседних районах, организовывать трансфер или коллаборации с сервисами доставки. При открытии или улучшении станции важно оперативно информировать людей через соцсети и вывески, привлекать специальными акциями. Так влияние ремонта метро можно смягчить, а при положительной транспортной динамике — усилить приток клиентов.
Павел Люлин
вице–президент Союза торговых центров
Бывают случаи, когда наземный транспорт вполне успешно заменяет метро. На мой взгляд, в случае с "Парком Победы" может произойти именно так. Кроме того, ближайшие станции находятся на расстоянии, которое можно пройти пешком или проехать на самокате. В случае закрытия таких ключевых узловых станций, как "Удельная", в городе приходится перераспределять маршруты общественного транспорта. "Чернышевская" тоже довольно загруженная станция, но, когда она была на ремонте, у горожан, которые работают в соседних бизнес–центрах, не возникало особых проблем с тем, чтобы добраться до офиса. Что касается развития бизнеса, можно отметить, что открытие "Горного института" притянуло в локацию предприятия сферы услуг. Так же, как и запуск в своё время второго вестибюля "Спортивной". На "Парке Победы" есть активный пешеходный трафик на участке Бассейной улицы, где часто ходят студенты межвузовского студенческого городка. Очевидно, что закрытие метро подкосит его, что может негативно сказаться на местном малом бизнесе. Сейчас многие предприниматели тратят финансовую подушку, поскольку из–за известных событий у них могло не остаться свободных средств. Поэтому ситуация с закрытием "Парка Победы" может привести к закрытию некоторых точек.
Владислав Булгаков
транспортный аналитик
В случае с "Парком Победы" влияние окажется не столь выраженным, как с "Чернышевской". Московский проспект — не столько пешеходная улица, сколько транспортная. Арендные ставки обычно снижаются постепенно по мере снижения пешеходного потока, так как поначалу люди продолжают ходить прежними маршрутами и стрит–ретейл не ощущает падения трафика. Снижение ставок на локальных участках может достичь 10–15%. Текущий диапазон запрашиваемых ставок аренды на Московском проспекте составляет 1,8–5,7 тыс. рублей за 1 м² в месяц, включая НДС, и не изменится в течение ближайшего года.
Анна Лапченко
директор департамента торговой недвижимости NF Group в Санкт–Петербурге
Закрытие метро влияет на располагающиеся в окрестности предприятия малого бизнеса. Например, когда на ремонте была "Чернышевская", ставки аренды для бизнеса поблизости снижались, у некоторых объектов даже до трети. Однако это не всегда служило для предпринимателей компенсацией трафика и выручки. Расположение поблизости от метро для малого бизнеса имеет довольно большое значение. В случае с "Парком Победы" многое будет зависеть от того, как будет перераспределён пассажирский трафик.
Владимир Меньшиков
председатель совета НП "Союз малых предприятий Санкт–Петербурга"
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.