Из–за закрытия станции метро "Парк Победы" местные заведения могут недосчитаться части покупателей и потерять в выручке. Ставки аренды при этом снижаются не сильно и не сразу.
Станция метро "Парк Победы" с 29 июня закроется на 2 года, подтвердили "ДП" в пресс–службе ГУП "Петербургский метрополитен". Планируется снести действующий павильон, на его месте возвести двухэтажное здание с подвальным этажом, а также благоустроить прилегающую территорию. Комитет по охране памятников (КГИОП) выдал метрополитену положительное заключение на проект реконструкции в январе 2025 года.
На аренде не сэкономить
Эксперты не раз отмечали, что закрытие действующих станций на ремонт непосредственно влияет на кафе, магазины и другие организации, расположенные в окрестностях. Из–за снижения пешеходного трафика у вестибюлей выручка заведений может довольно заметно падать. Иногда в связи с этим происходит ротация бизнеса. Например, когда была закрыта "Чернышевская", местные жители замечали, как исчезают некоторые несетевые магазины и кафе, а на их месте появляются предприятия из индустрии красоты.
Наличие или отсутствие метро влияет не только на малый бизнес. Так, петербургский хоккейный клуб "СКА" уже предусмотрительно решил, что домашние матчи сезона–2025 / 26 проведёт в Ледовом дворце, к которому команда привыкла за долгие годы (подробнее см. стр. 12). Причиной руководство клуба прямо назвало тот факт, что болельщикам неудобно будет добираться на матчи при закрытом метро.
"Парк Победы" — важный пересадочный и деловой узел на юге города, его закрытие ощутимо для всего Московского района. В спальных районах ситуация иная: там магазины, салоны красоты и рестораны во многом рассчитаны на жителей близлежащих домов, которые продолжают пользоваться ими независимо от того, каким образом они передвигаются по городу. Исключение могут составить те помещения, которые находятся возле встроенных в здания станций метро, буквально в одном метре от выхода, говорит консультант по недвижимости и ретейлу Владимир Каличава.
На момент ремонта может снизиться активность арендаторов, заинтересованных в отдельных объектах, но незначительно. Соответственно, может увеличиться срок экспозиции конкретных объектов. Незначительно закрытия сказываются на темпах роста арендных ставок — повышать их на этом фоне не будут или будут, но медленно (в зависимости от локации). Впрочем, и существенного снижения ожидать не стоит.
“
"Средняя ставка аренды в локации “Парка Победы” не претерпит существенных изменений с момента закрытия на ремонт. Станция — далеко не в лидерах по пассажиропотоку, жилмассив вокруг тоже весьма незначительный (по меркам густонаселённых “спальников” и центральных районов). Основной трафик от метро сосредоточен на пешеходной зоне с торговыми павильонами вдоль улицы Анатолия Кони (от Московского проспекта к Варшавской улице), по направлению к студенческому городку, — перечисляет Владимир Каличава. — Практически весь существующий пешеходный трафик сохранится и просто будет генерироваться не эскалаторами метро, а автобусами и трамваями, которые будут привозить тех же самых людей к закрытой станции метро “Парк Победы” от расположенных в 1,5 км станций “Электросила” и “Московская”".
Если арендодатели и сочтут необходимым предоставить скидку на аренду, то дисконт будет в пределах 5–10%, поскольку трафик не упадёт более чем на 5–10%.
Эксперты указывают, что открытие станций после ремонта или запуск новых также резко не меняет ситуацию с близлежащими объектами стрит–ретейла как по уровню вакансии, так и по ставке. Например, объекты в районе "Чернышевской" до сих пор не отыграли имевшее место снижение ставки, хотя вакансия снижается. Помещения у станции метро "Горный институт", открывшейся около полугода назад, заполнены не полностью.
Украденный трафик
В компании Focus Technologies указывают, что влияние работающей рядом станции метро заметно по распределению покупательского трафика в городской среде.
Как подчёркивает руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев, при закрытии станций метро снижение Mall Index (плотность потока посетителей на единицу торговой площади) ближайших торговых объектов и количество заказов в кафе и ресторанах может достигать в среднем 15–25%.
"В случае с “Чернышевской” и “Пионерской” уже в течение первого месяца после закрытия было зафиксировано снижение трафика в ближайших объектах розницы и сокращение количества заказов в объектах общественного питания на 10 –20% в зависимости от формата объекта. Больше всего пострадал бизнес, ориентированный на повседневную покупательскую активность и высокий транзитный трафик. В ряде случаев также фиксировалось сокращение среднего чека, что объясняется снижением импульсного спроса", — комментирует Васильев.
Такую тенденцию подтверждают и сами предприниматели. Так, в пресс–службе сети ресторанов "Теремок" рассказали, что замечают последствия закрытия станций буквально в первые 1–2 дня: количество гостей снижается, особенно в часы пик.
"При закрытии станции “Удельная” в июне 2024 года поток гостей упал более чем на четверть. И разумеется, это сразу отразилось на выручке. Похожую динамику мы наблюдали и в других случаях, включая закрытия “Чернышевской” и “Пионерской”. Средний чек в таких ситуациях может колебаться: в некоторых случаях он растёт за счёт более лояльной аудитории, но общий оборот, как правило, падает", — отметили там.
В компании стараются готовиться к таким событиям заранее. Если станция метро закрывается на срок более 1–2 месяцев, то запускают дополнительные локальные рекламные активности, усиливают онлайн–продвижение или проводят реконструкцию объекта.