В последний рейс, состоявшийся 13 июня, паром "Антей" привёз в Петербург из Калининграда 18 машин-скотовозов, в каждой из которых в среднем было 25 коров мясной абердин-ангусской породы.
Как рассказали "ДП" участники рынка, животных возили все полгода, пока работала переправа.
"Антей" для коров
По данным комитета по транспорту Петербурга, с января по июнь 2025 года грузопассажирский паром "Антей" доставил в Петербург почти 450 пассажиров. Большую часть этих людей участники рынка называют водителями фур, в том числе перевозящих животных.
Только в последний рейс из Калининграда в Петербург доставлено 49 пассажиров и 100 машин, из них 18 скотовозов. Стоимость транспортировки коров собственник парома "Антей" оценивает в 170 тыс. рублей за каждый скотовоз.
Водители нужны, потому что именно они в пути обеспечивают уход за животными.
Участник рынка, пожелавший сохранить анонимность, считает, что уход был недостаточным.
“
"Аммиачный запах всё-таки распространялся по парому. Избавиться от него не удавалось, потому что он впитывался в деревянный наст парома", — сообщил собеседник "ДП".

Паром доставил в порт на Васильевском острове скотовозы из Калининграда
Мраморное мясо эксклава
Директор филиала НИИ сельского хозяйства им. Р.Р. Вильямса и бывший министр сельского хозяйства Калининградской области Владимир Зарудный разъяснил "ДП", что на грузопассажирском пароме везут не простых коров, а животных мясной абердин-ангусской породы. Мясо этих животных считается мраморным. Ранее, при СССР, коровой мясной породы признавали ту, которая уже переставала давать молоко.
"Поэтому и говядина была жёсткая, и стейки из неё нельзя было сделать", — рассказал Владимир Зарудный.
Теперь же в России есть специальные коровы, "для стейков". Мясных коров в Калининград доставили лет 10 назад из США в количестве 16 тыс. голов. Владимир Зарудный в те годы возглавлял областное министерство сельского хозяйства.

Как рассказал эксперт, полностью цикл жизни калининградской коровы выглядит так: телёнок первые 6 месяцев жизни находится на калининградских пастбищах в системе "корова — телёнок". Далее коров доставляют морем в порты Северо-Запада, а потом — "на откормочную площадку для набора веса и мраморности мяса". Далее подросших телят везут в Брянскую область, где расположена современная скотобойня.
“
"Бойня, которая находится в Брянской области, обеспечивает мясной продукцией всю страну. Это высокопроизводительная скотобойня, здесь не пропадает ничего: ни шерстинки, ни косточки. Строительство столь высокопроизводительной скотобойни в каждом субъекте России — и расточительно, и нереализуемо", — рассказал Владимир Зарудный.
Сертифицированный убойный пункт предлагает производителям современную качественную разделку говядины, сообщает официальный сайт скотобойни Брянской области. Шкуры после разделки направляют на экспорт, их используют в том числе для пошива сидений в премиальных автомобилях, а "жидкие биологические отходы становятся сырьём для производства кормов для кошек и собак", говорит экс-министр Калининградской области.
В регионе есть собственные скотобойни, здесь разделывают 380 тыс. свиней региона.
"Брянская область способна сделать современную качественную разделку говядины, а калининградские бойни — это полукустарный всё-таки путь убоя", — отметил Владимир Зарудный.

Паром "Антей" отправился в первый рейс из Пассажирского порта "Санкт-Петербург - Морской фасад" в Калининградскую область. Январь 2025 года.
Порт без парома
Паром "Антей", как сообщал "ДП" , приостановил работу, и сегодня калининградских коров везут паромами по Балтийскому морю в Усть-Лугу. Но дальнобойщики надеются вернуться на Васильевский остров Петербурга. Впрочем, переговоры с собственником парома ведёт и Смольный.
Как рассказали "ДП" в пресс-службе комитета по транспорту Петербурга, расписание и судозаходы парома "Антей" во втором полугодии 2025 года находятся в процессе согласования судовладельца и АО "Пассажирский порт Санкт-Петербург "Морской фасад".
По данным мониторинга Минсельхоза России, Калининградская область — один из регионов, в котором растёт поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород.
В регионе работают пять племенных репродукторов по разведению крупного рогатого скота мясных пород: Озерский филиал ООО "Калининградская мясная компания" (КРС абердин-ангусской породы), ООО "Молочная фабрика" (КРС шаролезской, лимузинской и абердин-ангусской пород), ООО "Новое поле" (КРС абердин-ангусской породы).
Поставки племенного скота, выращенного в Калининградской области, в другие регионы страны ведутся с 2016 года. В 2021 году — впервые — живых коров из Калининграда стали экспортировать, первая экспортная партия ушла в Армению.

Молочно-товарная ферма ЗАО "ПЗ "Петровский" (Приозерский район, поселок Петровское)
АПК Северо-Запада за четверть века
Производство в агропромышленном комплексе Северо-Западного федерального округа (АПК СЗФО) с 2000 по 2024 год значительно выросло, сообщил заместитель председателя правления РСХБ Денис Константинов. По его оценке, производство мяса увеличилось в 3,2 раза (такой темп на протяжении 24 лет эквивалентен приросту по 4,75% ежегодно), яиц — на 36% (по 1,27%).
Производство мяса скота и птицы в 2000 году в СЗФО составляло 372,2 тыс. тонн. Показатель увеличивался практически ежегодно и превышает 1 млн тонн с 2019 года. По итогам 2024 года произведено более 1,2 млн тонн, таким образом, прирост относительно 2000 года — в 3,2 раза. Главные мощности сосредоточены в Псковской (38% от общего результата округа) и Ленинградской (32%) областях.
Производство яиц за тот же период выросло на 36%, с 3,6 млрд штук в 2000 году до 4,9 млрд в 2024 году. Среди регионов лидерство неизменно удерживает Ленинградская область, чья доля в округе составляет 75%.
"Северо-Западный федеральный округ занимает третье место в России по инвестициям в основной капитал АПК, в 2025 году объём финансовой поддержки АПК СЗФО со стороны РСХБ составил уже 108,7 млрд рублей", — отметил Денис Константинов. Он добавил, что за 24 года объём предоставленных кредитов банков в СЗФО достиг 1,3 трлн рублей, то есть в среднем по 54 млрд ежегодно.