Оборот предприятий общепита по итогам 2024 года, по данным INFOLine, увеличился на 12,1% и в сопоставимых ценах достиг 5,3 трлн руб. С какими рисками сегодня сталкивается HoReCa, каковы точки роста и в чём высшая миссия успешного бизнеса на полях ПМЭФ рассказал соучредитель и генеральный директор сети "Теремок" в Санкт-Петербурге Виталий Свидовский.
Какие преграды останавливают инвесторов от вложений в ресторанные проекты в Петербурге?
— Большинство предпринимателей говорят, что не готовы сегодня вкладывать свои собственные средства. Текущая кредитная ставка по сути своей является заградительной — а брать кредит по коммерческой ставке выше 20% это большой риск. Поэтому если люди и берут деньги взаймы, то от безысходности, а не на развитие бизнеса. Однако есть компании, в том числе наша, которым удаётся повышать эффективность своего бизнеса и обеспечивать развитие в полном объёме за счёт собственных средств. Конечно, помогает господдержка, Фонд развития промышленности, который даёт деньги по льготной ставке. С другой стороны, рынок общественного питания сейчас благоприятен для инвестиций. Мы видим рост продаж и с оптимизмом смотрим в будущее.

Виталий Свидовский, соучредитель и генеральный директор сети "Теремок" в Санкт-Петербурге
Этим летом у предпринимателей возникли проблемы с размещением террас на Невском проспекте. Как, на ваш взгляд, такие ограничения влияют на бизнес?
— Нас эти ограничения никак не затронули, и даже я как предприниматель понимаю мотив городских властей — бизнес должен осознавать, что мы несём ответственность за удобство нашего города. Наверное, когда летнее кафе занимает 80% тротуара, а для прохожих места нет — это перебор. С другой стороны, гостям заведений, особенно туристам, часто не хватает летом благоустроенных, зелёных мест, где можно не только пообедать, но и отдохнуть, перевести дух. И здесь речь не о наспех возведённой террасе, а о том, чтобы вкладываться в развитие близлежащей территории вокруг заведения. Мы всё чаще задумываемся о том, как можно повлиять на формирование комфортной городской среды. Например, на площадке ПМЭФ представили идею проекта "Павильон". Это функциональная форма уличной торговли, которая не нарушает архитектурный облик города. Использование простых форм и натуральных материалов позволяет таким объектам вписываться в жилую застройку и общественные пространства. Такие элементы инфраструктуры способствуют развитию городской среды и делают повседневную жизнь в городе более комфортной. Сейчас готовится прототип объекта.
Какие подходы и практики помогли бы преодолеть административные барьеры?
— Зачастую члены правительства сами не знают, с какими ограничениями приходится сталкиваться бизнесу. Например, есть более 2500 официальных причин, по которым бизнес может быть оштрафован. На мой взгляд, необходимо повысить уровень консолидации общества, бизнеса и правительства — мы должны видеть общие цели развития. Поэтому недавно в рамках ПМЭФ мы выступили с предложением организовать согласительные комиссии, которые бы помогли поиску общего знаменателя между разными акторами бизнеса и власти.
Любой успешный бизнес рано или поздно выходит на такой уровень, где прибыль не является конечной целью. Что тогда выходит на первый план?
— Два года назад мы отпраздновали 25-летие "Теремка" и чествование продолжалось целый год разными активностями. Тогда мы провели социальную акцию "Блин добрых дел", и это подтолкнуло нас к серьёзному переосмыслению своей миссии и возможностей. После осознания силы нашей ответственности, важности взаимопомощи, в нашей команде появилась, своего рода, социальная мудрость — когда ты думаешь не только о своём бизнесе, но и о том, как он влияет на сотрудников и окружающих в целом. Раньше мы просто переводили средства на благотворительность, а потом поняли, что хотим сами проявлять любовь, заботу и ответственность. И теперь я уверен, что в этом заключается высшая ценность, чтобы в компании работали люди, которые чувствуют боли общества и умеют помогать.