В 2027 году в Усть-Луге будет завершено строительство морского терминала по перевалке всех видов минеральных удобрений, который сможет обрабатывать до 14 млн тонн сырья в год. Инвестиции в проект составят 80 млрд рублей.
Сегодня порт Усть-Луга является крупнейшим на Балтике и, согласно официальным данным, вторым по грузообороту в России. По информации официального телеграм-канала "Портового Альянса", грузооборот портов и терминалов Альянса увеличился на 7,2% с января по май 2025-го и составил 16,28 млн тонн, тогда как за аналогичный период прошлого года было переработано 15,18 млн тонн грузов. В том числе, это стало возможным благодаря открытию новой площадки в Усть-Луге. Об этом свидетельствуют и данные комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области: как ранее писал ДП, в 2024-м объём экспорта удобрений через порты Усть-Луги увеличился на 28%.
Модернизация имеющейся инфраструктуры будет способствовать ещё более активному развитию торговых связей с другими странами, а также позволит удовлетворить растущий спрос на российские минеральные удобрения со стороны таких стран, как Бразилия, Юго-Восточная Азия, Индия. Но главное — это позволит России не зависеть от внешних факторов и поддерживать экономическую безопасность страны.
В данный момент уже можно говорить о первых важных результатах. Так, нам удалось сохранить производство аммиака, которое было приостановлено в связи с закрытием портов недружественных стран Балтики и прекращением работы аммиакопровода Тольятти — Одесса. Со дня официального запуска первого этапа "Порт Фавор" отправил на экспорт 380 тыс. тонн аммиака. До этого работала временная схема перевалки, осуществлялись опытно-промышленные испытания и пусконаладочные работы. В общей сложности с причалов терминала на экспорт ушло более 1 млн тонн аммиака.
Созданная инфраструктура по перевалке данного вида сырья пока является единственной в России, но непременно будет развиваться. В частности, большие надежды эксперты отрасли возлагают на развитие железнодорожной сети. После выхода строящегося терминала на полную мощность в 2027 году он будет обрабатывать до 14 млн тонн всех видов минудобрений в год.
Необходимость запуска подобных объектов в крупнейшем порту Балтийского бассейна стоит на повестке дня не только у стивидорных компаний, но и у властей региона. Поэтому подписание соглашения о строительстве нового терминала было вынесено на поля Петербургского международного экономического форума — 2025, где между губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко и генеральным директором АО "Портовый Альянс" Михаилом Кузнецовым, представляющим ООО "Порт Фавор", были закреплены соответствующие договорённости.

Церемония подписания, модератором которой выступила директор ГКУ "Агентство экономического развития Ленинградской области" Анастасия Михальченко, прошла в торжественной обстановке, сразу после шоу, посвящённого праздничному открытию стенда 47-го региона, за оформление которого отвечало ООО "Порт Фавор".
В приветственном слове Александр Дрозденко подчеркнул значимость нового морского терминала не только для экономики Северо-Запада, но и для всей страны: "Развитие портовых мощностей — наш ключевой инфраструктурный приоритет. Ленобласть была и остаётся крупнейшим логистическим хабом России, несмотря на санкции и меняющуюся номенклатуру грузов. Ежегодный объём перевалки в наших портах составляет 200 млн тонн. Более того, мы смогли вновь наладить экспорт аммиака. Ведь в определённый момент получилось так, что из-за санкционного давления все терминалы по перевалке данного сырья оказались в недружественных странах. И я благодарен инвесторам, которые пришли, вложились и доказали, что в непростых текущих реалиях тоже можно эффективно работать".
В свою очередь, Михаил Кузнецов отметил, что осознаёт полноту ответственности при реализации проекта: "Подписывая соглашение с Ленинградской областью, мы подтверждаем свои намерения и берём повышенные обязательства завершить строительство и обеспечить ввод в эксплуатацию столь ожидаемого нашими клиентами морского терминала. Он задумывался как ключевое решение по устранению дефицита мощностей перевалки минудобрений по всей стране. И сегодня инвестиции уже работают. После ввода в эксплуатацию железнодорожной эстакады все предприятия страны, производящие аммиак, получат доступ к новой портовой инфраструктуре. Уверен, что это надолго закрепит положение Ленинградской области как абсолютного лидера в экспорте минеральных удобрений".
Сегодня именно они, по утверждению экспертов, являются одним из самых быстрорастущих и стратегически важных экспортных сегментов, вносящим существенный вклад в экономику всей России. С учётом активного развития портовой инфраструктуры, в том числе в других регионах, весьма вероятно, что в скором времени можно будет говорить о лидерстве на мировом рынке всей страны.