Какие проекты позволяют собирать стадионы и повышать рентабельность многофункциональных спорткомплексов, рассказала генеральный директор ООО "СК "Юбилейный" Наталья Назарова.
Интересны ли сегодня масштабные спортивные объекты инвесторам?
— Традиционно считается, что большие стадионы, предназначенные для проведения массовых спортивных мероприятий с участием большого числа зрителей, — это скорее социальный проект, чем инвестиционный. Строительство нового или реконструкция существующего объекта, вмещающего внушительное количество зрителей, всегда требует значительного объёма привлекаемых инвестиций. А срок их возврата — довольно длительный.

Наталья Назарова, генеральный директор ООО "СК "Юбилейный"
Из–за больших затрат на строительство и эксплуатацию инвестиционный проект, предполагающий проведение массовых мероприятий и соответствующую инфраструктуру, изначально требует наличия понятного "якорного" арендатора. Именно он будет обеспечивать постоянную загрузку объекта проектами с участием значительного числа зрителей. В случае с ледовой ареной — это профессиональные хоккейные клубы или спортивные федерации по популярным видам спорта. Однако при инвестиционном планировании надо закладывать риски, связанные с соответствующим "якорным" арендатором, заменить которого оперативно практически невозможно.
Рост интереса к любительскому спорту в последние годы привёл к появлению в городе большого числа новых ледовых арен. И чаще это арены для проведения тренировок и игр без зрителей. Они предназначены для любительских хоккейных команд и школ фигурного катания. Такие арены требуют существенно меньших инвестиций на строительство и расходов на эксплуатацию. Более того, позволяют планировать деятельность и возврат инвестиций, руководствуясь принципами работы с конечным потребителем в формате b2c, что позволяет минимизировать риски, связанные с необходимостью наличия "якорного" арендатора.
В каких условиях сегодня работают спортивные комплексы?
— Мы находимся в состоянии постоянной конкуренции, причём как со своим собственным прошлым, так и с другими площадками. Именно поэтому так важно развиваться, быть на шаг впереди, создавать конкурентоспособную рабочую среду для достижения цели. Если это не становится образом жизни — мотивация гаснет.
Рынок сильно изменился во время пандемии. Если до 2020 года в "Юбилейном" регулярно проводились международные соревнования, к нам стояла очередь из иностранных звёзд, то с момента, как ввели ограничения для приостановки распространения коронавируса, пришлось привыкать к тому, что теперь всё будет иначе.
Мы работали над моделью развития, сформировали команду, нарастили мощность и вышли на новый путь расширения наших возможностей. Однако к звёздам пробирались через тернии. Оказавшись в непростой финансовой ситуации, мы были вынуждены взять кредит и в итоге в 2020 году ушли в минус. Нас такое положение дел не устраивало — и в том же году мы приняли новую стратегию, благодаря которой "Юбилейный" мало того что справился с долгами, так ещё и вышел на самоокупаемость.
Арсенал звёзд пополнился большим количеством модных молодёжных групп, мы регулярно проводим крупнейшие всероссийские и международные соревнования уровня чемпионата России, финала Гран–при России, турниры с участием сборной России. На территории нашей площадки снимаются крупнейшие шоу–программы Первого канала. В следующем году здесь пройдёт отбор фигуристов, которые поедут на Олимпиаду. Федерация дзюдо Санкт–Петербурга выбирает нас для проведения своих ключевых ежегодных турниров, каждый год проводятся международные и всероссийские соревнования по фехтованию и прыжкам на батуте, более 20 детских турниров по фигурному катанию и любительских состязаний по хоккею. Так что финансовые результаты — более чем положительные, и, как видите, скучать нам не приходится.

Для реализации всех подобных проектов нужна команда квалифицированных специалистов…
— Наше главное преимущество — не здание, а люди. Великолепный коллектив, как у нас, собрать не так–то просто. А мы понимаем, что от этого зависит и комфорт, и чёткость работы, и скорость трансформации арен.
Секрет стабильности нашей команды в том, что здесь работают люди, для которых "Юбилейный" — не просто место работы, а целое культурное событие в жизни Петербурга с полувековой историей. Место, где зарождался русский рок, где проходили уникальные и знаковые для страны концерты, где тренировались величайшие спортсмены, проходили чемпионаты мира и России. У нас работают 100 человек и крайне маленькая текучка, потому что созданы все условия для рождения лидеров. А они в свою очередь приносят больше энергии и помогают поднимать саму площадку на новые высоты. Есть такая поговорка: "Одна рука не может хлопать". Именно команда ставит новые амбициозные цели и расширяет горизонты.
Сегодня бизнес всё более активно вовлекается в спорт — позволяет ли это наращивать долю проектов в b2b–сегменте?
— Сейчас модно быть спортивным. Организации "качают" эту историю и среди персонала, и в маркетинговых акциях, и в продвижении себя как бренда. И у нас есть свои корпоративные клиенты: это и крупные банки, и госкорпорации. Развитие любительского спорта как части корпоративной культуры — безусловно, перспективный рынок для владельцев спортивных объектов. При этом потенциал есть и у направления, связанного с проведением разовых корпоративных спортивных мероприятий, и у организации регулярного любительского спорта.
В последние годы мы наблюдаем рост заинтересованности бизнеса по обоим направлениям: появляется больше значимых корпоративных турниров и событий, а также спортивных команд, которые занимаются регулярно под эгидой той или компании.
Этот тренд совпадает с общим ростом интереса к любительскому спорту со стороны жителей города. Растёт количество любительских хоккейных команд и посетителей школ фигурного катания. В связи с этим говорить о значительном увеличении именно доли проектов в b2b–сегменте за счёт вовлечения бизнеса в спорт нельзя.
Цифровой мир — конкурент или помощник в развитии проектов?
— Для таких объектов, как наш, цифровые технологии — не конкурент, а помощник. С одной стороны, онлайн–трансляции и тренировки могут отвлекать часть аудитории от офлайн–мероприятий, с другой — они одновременно расширяют возможности для продвижения, привлечения новых клиентов и вовлечения зрителей. В целом мы не страдаем из–за отсутствия живой аудитории. Людям нравится видеть любимых артистов, тренеров и спортсменов, общаться с ними, получать автографы. В день концертов с самого утра на вход выстраиваются огромные очереди: фанатам хочется попасть в фан–зону первыми и быть ближе к своему кумиру. Очень популярны живые тренировки. Это уникальная возможность посмотреть на то, как катаются чемпионы. Мы же петербуржцы. В нашем городе особая культура общения, и то же фигурное катание — это не что иное, как театр. А мы знаем, как в Петербурге любят театр — никакое кино его не заменит.
Безусловно, время бежит, люди привыкли регистрироваться, покупать билеты, производить оплату онлайн. Элементарно, считывание QR–кода с билета — норма, и отсутствие такой возможности удивляет. Онлайн–табло на спортивных мероприятиях, видеотрансляции, записи, подсчёт результатов автоматизированным способом, а не вручную — это уже часть рутины. Зачем сопротивляться и бежать от того, что сделает жизнь комплекса проще, комфортнее и современнее?
Насколько важно в этом сегменте всегда быть на передовой трендов?
— Модернизация не должна быть самоцелью. Скорее — помощником в борьбе за эффективность и соответствие тенденциям времени. Своевременная модернизация и внедрение инноваций критически важны для сохранения конкурентоспособности и привлекательности для клиентов. Современные спортивные комплексы должны предлагать не только качественные услуги, но и новые технологии, удобную инфраструктуру, комфорт и безопасность.
И при этом сохранять свою уникальность?
— Уникальность любого проекта всегда будет в тренде. Спортивные комплексы, которые создают свою атмосферу, развивают авторские программы и сервисы, учитывают потребности целевой аудитории, выделяются на фоне конкурентов и обеспечивают устойчивое развитие бизнеса, всегда будут востребованы. Уникальное предложение, атмосфера и индивидуальный подход к клиентам позволяют не только сохранять лояльность, но и привлекать новых посетителей, формируя вокруг проекта устойчивое сообщество.