13:5915 июня 202513:59
63просмотров
13:5915 июня 2025
На сегодняшний день существует два способа избежать доминирования крупнейших в России онлайн-платформ вроде "Яндекс Такси", Wildberries и Ozon. Подробнее о вариантах антимонопольного регулирования журналистам 15 июня рассказал заместитель руководителя администрации президента РФ Максима Орешкин.
Первый вариант — позволить более мелким участникам рынка получить доступ к данным о пользователях крупных цифровых платформ, чтобы создать конкурентную среду.
“
"Если сделать базу данных общественно доступной, то тогда любой стартап, который придумает более эффективный алгоритм, начнёт быстро подъедать у доминирующего игрока на рынке, — цитирует замглавы АП издание "Эксперт".
Второй вариант — признать онлайн-платформы аналогом естественных монополий, зафиксировать их экономические свойства и регулировать размер их комиссии.
Говоря об этом, Максим Орешкин подчеркнул, что цифровые платформы являются новым типом бизнеса, который, в отличие от традиционного, не теряет своей эффективности при масштабировании. Этот и другие факторы означают, что подход к антимонопольному регулированию подобных площадок должен быть особым, считает замруководителя АП.
Читайте также:
Торговля
Маркетплейсы вывели из–под моратория на проверки
Стоит отметить, что за последние несколько лет ФАС стал значительно чаще инициировать разбирательства с крупнейшими в России онлайн-площадками. Один из таких примеров — противостояние между антимонопольной службой и сервисом бронирования отелей Booking.com, которому, как писал "Деловой Петербург", предписали выплатить штраф в размере 1,3 млрд рублей.
Через несколько лет после этих событий сотрудники петербургского управления ФАС добились, чтобы "Яндекс" был привлечён к административной ответственности за нарушение Закона о рекламе и оштрафован на 300 тыс. рублей.
Кроме того, в начале 2024 года ФАС подтвердила доминирующее положение сервиса "Яндекс.Такси" и тогда же признала маркетплейсы Wildberries и Ozon коллективными монополистами с общей на двоих долей в 80% российского рынка. При этом в ведомстве отмечали, что обе платформы некорректно формируют условия распродаж, из-за чего скидки автоматически распространяются на часть товаров без согласия продавцов.
В данный момент в российском законодательстве ещё не зафиксированы понятия цифровых платформ и маркетплейсов, однако минувшей весной разработанный Минэкономразвития РФ законопроект "О платформенной экономике в Российской Федерации" был внесён на рассмотроение Правительство РФ.