Петербургскому ГБУ "Мостотрест" разрешили закупать IT–продукты, работающие с программным обеспечением из недружественного государства.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти признал недействительным решение управления ФАС по Петербургу, усмотревшего нарушения при проведении закупки лицензии на IT–продукты для обеспечения безопасности Коломяжского путепровода и приостановившего процедуру.
Тендер с начальной ценой контракта 99,2 млн рублей был объявлен в сентябре 2024 года. Претензии к закупочной документации возникли у петербургского ООО "Вектор", занимающегося инженерными изысканиями и управлением строительными проектами. По мнению компании, нарушением является использование в документации конкретной марки товара Milestone, принадлежащей датскому производителю программного обеспечения XProtect для систем видеонаблюдения компании Milestone Systems.
Применение любых программных продуктов, производимых на территории недружественных стран или подконтрольных им лиц, несёт значительные риски для национальной безопасности, посчитал заявитель. Кроме того, такое условие создаёт необоснованное преимущество для поставщиков IT–продуктов из недружественных стран.
УФАС поддержало позицию "Вектора", но "Мостотрест" обжаловал решение в суде, прося признать его недействительным.
"К сожалению, СПб ГБУ “Мостотрест” не сможет помочь с освещением темы закупочных процедур по системе транспортной безопасности ввиду специфики данной сферы", — ответили на запрос "ДП" в "Мостотресте". УФАС оперативно не предоставило комментарий.
"Суд встал на сторону заказчика, потому что “Мостотрест”, упоминая конкретное программное обеспечение, описал то, что уже им используется, — объясняет старший юрист практики разрешения споров “ССП–Консалт” Станислав Исаков. — То есть заказчик обеспечивал всех поставщиков необходимой информацией о характеристиках объекта закупки".
Тренд на импортозамещение уже несколько лет главенствует в закупках. И, собственно, "Мостотрест" его придерживался, указав в закупке, что поставляемые IT–продукты должны быть включены в реестры российского или евразийского программного обеспечения (ПО), но совместимы с тем оборудованием, которое уже используется ГБУ.
"Судя по решению арбитража, вопрос заключается не в допущенном в закупочной документации нарушении, а в принципиальной возможности или невозможности закрытия потребностей данного госзаказчика совместимым отечественным ПО либо ПО из других стран ЕАЭС, — подчёркивает партнёр коллегии адвокатов Delcredere Олег Москвитин. — Понятно, что не всегда и не везде можно оперативно перейти на полностью российские аналоги, заменив и “железо”, и связанное с ним ПО. Тем не менее, видимо, государство постепенно решит эту задачу технологических суверенитета и безопасности, которая актуальна вне зависимости от сиюминутной геополитической обстановки".
Пока решение арбитражного суда не вступило в законную силу, УФАС ещё может подать апелляционную жалобу. Но если позиция первой инстанции будет поддержана апелляцией, то конкурс может быть завершён.
За последние годы сложилась достаточно распространённая практика как антимонопольных органов, так и судов о запрете на допуск на госзакупки программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, отмечает Олег Москвитин.