"Разобраться не могут даже производители": запчасти для авто из Китая стало легче найти

Проблема с запчастями для китайских авто стала менее острой

Автомастерские и предприятия отрасли пассажирских перевозок испытывают проблемы с запчастями для китайских машин. Отчасти ситуация улучшается благодаря прямым поставкам из Поднебесной.

Китайские автомобильные бренды уже несколько лет практически безраздельно властвуют на российском рынке. Картину доминирования ясно показывают итоги апрельских продаж новых авто. По данным "Автостат–Инфо", в Петербурге в топ–10 вошли сразу восемь китайских марок, а Haval обошёл по продажам "Ладу" и занял первое место.
Вместе с тем автомобилисты продолжают жаловаться на невозможность быстро найти нужные детали, необходимые для техобслуживания и ремонта.

Каталог неурядиц

Ситуации, которые описывают разные участники рынка, сходятся практически во всём. Нужные детали сложно не только дождаться, так как везут их очень издалека, но даже и просто выбрать. У независимых мастерских каталоги запчастей есть не на все бренды. Чем более редкой будет модель и марка авто, тем сложнее будет подбор деталей.
Если европейцы, корейцы и японцы давно привыкли к структурированным каталогам в форме реляционных баз данных, то у китайцев стандартный подход — это PDF–каталог и Excel–таблица с частями и номерами запчастей. Заместитель гендиректора "ЕвроАвто", член правления Союза автосервисов Илья Плисов говорит, что когда–то так работал и АвтоВАЗ. Но конвейер производителя, в отличие от китайских заводов, годами мог выпускать одну и ту же номенклатуру деталей.
"Китайский автопром же настолько мобилен, что сотни моделей меняются в течение одного года по комплектации. Разобраться в этом не могут даже сами производители. Из хороших новостей — те компании, которые увидели своё будущее в Российской Федерации, активно развивают дилерскую сеть и в меру своего понимания поставляют сюда те самые каталоги", — уточняет он.
Гендиректор компании GruzdevAnalyze Александр Груздев добавляет, что каталоги зачастую доступны только на китайском языке. Ведутся они нередко некачественно, информация в них вовремя не обновляется. Это особенно критично, когда речь идёт о новых моделях, модификациях или специфических вариантах комплектаций.
"Ещё одна серьёзная проблема — это отсутствие нормальных каталогов аналогов. Даже если известен номер оригинальной китайской запчасти, зачастую невозможно понять, какие есть альтернативы среди более доступных или проверенных брендов. Итог: сервисам действительно сложно работать “по номеру”. В большинстве случаев им приходится искать детали вручную, ориентируясь на фото или описание, что увеличивает риск ошибок и тормозит процесс ремонта", — подчёркивает эксперт.
В сети автосервисов ZetAuto указывают, что полноценных каталогов с точными номерами и схемами до сих пор нет даже для таких популярных марок, как Haval, Chery, Geely.
"Существующие базы (например, у поставщиков или в системах типа “Автопоиска”) покрывают только базовые позиции — колодки, фильтры, масла. Причём даже в этих категориях возможны ошибки. Для сложных узлов (КПП, электроника) поиск ещё более затруднён", — констатируют в компании.

Жонглируем перечнями

Эксперты отмечают, что на популярную модель чаще всего всё же можно подобрать деталь по номеру и доставленная запчасть будет соответствовать запросу. А вот в случае, если это более редкая марка и модель, вполне может прийти вообще не та деталь. В этом случае мастерской приходится перезаказывать, а клиенту — запасаться терпением. Некоторые прибегают к своеобразному лайфхаку: заказывают сразу несколько вариаций одной и той же детали, а потом подбирают нужную уже на месте, в процессе ремонта.
В ZetAuto при поиске деталей используют комбинацию доступных каталогов, перепроверяя данные по образцам. Компания сотрудничает с проверенными поставщиками, включая специализированные онлайн–площадки.
"Для критичных случаев организуем прямые заказы через официальных дилеров. В некоторых случаях подбираем альтернативные качественные аналоги", — рассказали в сети.
Ситуацию также несколько облегчает тот факт, что большинство китайских моделей построены на базе всем известных иномарок. Это помогает при поиске аналогов деталей, делится владелец выборгского автосервиса V–Service Vbg Владислав Селюнин.
Независимые автосервисы и дилеры мирятся с текущей ситуацией, работая с несовершенными каталогами, констатирует Плисов. По его словам, выйти из ситуации помогают специализированные интернет–форумы, где автовладельцы и специалисты активно делятся информацией.
"Для Союза автосервисов одна из задач — это продвижение проекта права на ремонт, который заключается в том, чтобы государство предъявляло требования к производителям сложной техники, в том числе автомобилей, по доступу к ремонтной эксплуатационной информации. Об этом разговариваем на самых высоких площадках", — говорит эксперт.

В нужном направлении

Вместе с тем многие собеседники "Делового Петербурга" отмечают, что ситуация всё же стала улучшаться.
"У нас нет проблем по поставкам запчастей. Есть сервисные контракты со всеми ведущими китайскими брендами, благодаря которым осуществляются прямые поставки запчастей в полном необходимом объёме", — рассказали "ДП" в пресс–службе сервиса "Делимобиль".
За последний год у крупнейших дистрибьюторов запчастей появился и расширился ассортимент самых ходовых позиций. Однако с редкими деталями, кузовными элементами, агрегатами, электронными блоками есть проблемы.
Как говорит Груздев, постепенно появляются сторонние поставщики, которые переводят оригинальные каталоги, структурируют информацию, а в некоторых случаях создают объединённые справочники по деталям для китайских автомобилей.
"Параллельно и сами автопроизводители начинают уделять больше внимания локализации — создают свои версии каталогов и ускоряют процессы обновления данных. Да, это всё ещё не система, выстроенная “под ключ”. Но движение в нужном направлении есть: информации становится больше, она становится доступнее, а ремонт — чуть менее рискованным делом", — добавляет эксперт.
Улучшение ситуации заметили и в сфере такси, за короткое время быстро пересевшей на китайцев. Хоть проблема и сохраняется, но у крупных китайских брендов есть центральные склады хранения запчастей на территории России, что позволяет сократить сроки доставки, отмечают в Национальном совете такси.
"Кроме того, российские перевозчики начинают самостоятельно импортировать бывшие в употреблении запчасти из Китая. А в случаях, когда официальные сервисные центры не могут обеспечить оперативное поступление необходимых деталей, страховые компании предпринимают попытки поиска запчастей через собственные каналы поставок", — отмечают в организации. Однако в ZetAuto подчёркивают, что пока системных улучшений нет — разработчики не спешат унифицировать каталоги. Компания минимизирует негативное влияние ситуации собственной базой данных по часто запрашиваемым деталям.
На сегодняшний день действительно существует определённая проблема с отсутствием унифицированных и полноценных каталогов запчастей. В первую очередь это касается автомобилей параллельного импорта. Это осложняет работу сервиса и затрудняет заказ оригинальных деталей по номерам, что в свою очередь влияет на сроки и качество ремонта. В то же время ситуация стабилизируется и улучшается. Для автомобилей официальных брендов налажена более устойчивая система поставок и каталогизация, что позволяет ремонтным центрам работать более эффективно.
Ассоциация "Российские автомобильные дилеры"
У китайских производителей очень вольное отношение к каталогизации запчастей. На заводской конвейер могут поступать не просто разные по маркам запчасти, но и отличающиеся физически — по форме, длине и так далее. Такие модификации могут происходить довольно часто в процессе производства, но изменение детали не будет фиксироваться в каталоге. Поэтому подбор запчастей на китайские авто бывает непростой задачей. В целом сейчас не ситуация с запчастями стабилизируется, а скорее рынок привыкает к текущим правилам игры. Забавным дополнением к тому, что делают со своими данными азиатские компании, являются несколько технологических сервисов, которые на своих мощностях с помощью искусственного интеллекта переделывают цельные каталоги в более удобные для навигации быстрого подбора. Может быть, однажды наши компании станут поставщиками технологического решения по базам данных для какого–нибудь Changan или Geely, чем чёрт не шутит?
Никита Родионов
технический директор сети автосервисов Fit Service
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.