Автомастерские и предприятия отрасли пассажирских перевозок испытывают проблемы с запчастями для китайских машин. Отчасти ситуация улучшается благодаря прямым поставкам из Поднебесной.
Китайские автомобильные бренды уже несколько лет практически безраздельно властвуют на российском рынке. Картину доминирования ясно показывают итоги апрельских продаж новых авто. По данным "Автостат–Инфо", в Петербурге в топ–10 вошли сразу восемь китайских марок, а Haval обошёл по продажам "Ладу" и занял первое место.
Вместе с тем автомобилисты продолжают жаловаться на невозможность быстро найти нужные детали, необходимые для техобслуживания и ремонта.
Каталог неурядиц
Ситуации, которые описывают разные участники рынка, сходятся практически во всём. Нужные детали сложно не только дождаться, так как везут их очень издалека, но даже и просто выбрать. У независимых мастерских каталоги запчастей есть не на все бренды. Чем более редкой будет модель и марка авто, тем сложнее будет подбор деталей.
Если европейцы, корейцы и японцы давно привыкли к структурированным каталогам в форме реляционных баз данных, то у китайцев стандартный подход — это PDF–каталог и Excel–таблица с частями и номерами запчастей. Заместитель гендиректора "ЕвроАвто", член правления Союза автосервисов Илья Плисов говорит, что когда–то так работал и АвтоВАЗ. Но конвейер производителя, в отличие от китайских заводов, годами мог выпускать одну и ту же номенклатуру деталей.
“
"Китайский автопром же настолько мобилен, что сотни моделей меняются в течение одного года по комплектации. Разобраться в этом не могут даже сами производители. Из хороших новостей — те компании, которые увидели своё будущее в Российской Федерации, активно развивают дилерскую сеть и в меру своего понимания поставляют сюда те самые каталоги", — уточняет он.
Гендиректор компании GruzdevAnalyze Александр Груздев добавляет, что каталоги зачастую доступны только на китайском языке. Ведутся они нередко некачественно, информация в них вовремя не обновляется. Это особенно критично, когда речь идёт о новых моделях, модификациях или специфических вариантах комплектаций.
"Ещё одна серьёзная проблема — это отсутствие нормальных каталогов аналогов. Даже если известен номер оригинальной китайской запчасти, зачастую невозможно понять, какие есть альтернативы среди более доступных или проверенных брендов. Итог: сервисам действительно сложно работать “по номеру”. В большинстве случаев им приходится искать детали вручную, ориентируясь на фото или описание, что увеличивает риск ошибок и тормозит процесс ремонта", — подчёркивает эксперт.
В сети автосервисов ZetAuto указывают, что полноценных каталогов с точными номерами и схемами до сих пор нет даже для таких популярных марок, как Haval, Chery, Geely.
"Существующие базы (например, у поставщиков или в системах типа “Автопоиска”) покрывают только базовые позиции — колодки, фильтры, масла. Причём даже в этих категориях возможны ошибки. Для сложных узлов (КПП, электроника) поиск ещё более затруднён", — констатируют в компании.
Жонглируем перечнями
Эксперты отмечают, что на популярную модель чаще всего всё же можно подобрать деталь по номеру и доставленная запчасть будет соответствовать запросу. А вот в случае, если это более редкая марка и модель, вполне может прийти вообще не та деталь. В этом случае мастерской приходится перезаказывать, а клиенту — запасаться терпением. Некоторые прибегают к своеобразному лайфхаку: заказывают сразу несколько вариаций одной и той же детали, а потом подбирают нужную уже на месте, в процессе ремонта.
В ZetAuto при поиске деталей используют комбинацию доступных каталогов, перепроверяя данные по образцам. Компания сотрудничает с проверенными поставщиками, включая специализированные онлайн–площадки.
"Для критичных случаев организуем прямые заказы через официальных дилеров. В некоторых случаях подбираем альтернативные качественные аналоги", — рассказали в сети.
Ситуацию также несколько облегчает тот факт, что большинство китайских моделей построены на базе всем известных иномарок. Это помогает при поиске аналогов деталей, делится владелец выборгского автосервиса V–Service Vbg Владислав Селюнин.
Независимые автосервисы и дилеры мирятся с текущей ситуацией, работая с несовершенными каталогами, констатирует Плисов. По его словам, выйти из ситуации помогают специализированные интернет–форумы, где автовладельцы и специалисты активно делятся информацией.
"Для Союза автосервисов одна из задач — это продвижение проекта права на ремонт, который заключается в том, чтобы государство предъявляло требования к производителям сложной техники, в том числе автомобилей, по доступу к ремонтной эксплуатационной информации. Об этом разговариваем на самых высоких площадках", — говорит эксперт.