Серебряное ожерелье в последние годы раскручивают до бренда Золотого кольца. Что из этого получается, выясняла корреспондент "ДП".
Начнём с наболевшего: в отечественных масштабах главный тормоз (он же может быть и двигателем) туризма — конечно, дороги.
Трасса Санкт–Петербург — Вологда — как "правильнописание" у Винни–Пуха: хорошая, но хромает. В том смысле, что почти везде всего две полосы, часто действуют и ограничения скорости до 70 км / ч. А в Вологодской области на каждом шагу ещё и камеры, чтобы соблазн разогнаться не возникал. Привыкшие к М–11 и скоростному движению без деревень недовольны. Поэтому на интернет–форумах дорогу не хвалят. Впрочем, из Петербурга в Вологду и Череповец можно и на самолёте долететь, и на поезде доехать, было бы желание.
Металлургия на родине Верещагина
Череповец приятно поразил. Изначально его не рассматривали как точку на туристической карте — всё–таки промышленный центр. Наверное, недурно было бы побывать на домашнем матче "Северстали". Но в Череповце, как выяснилось, ещё и художник Верещагин родился и жил, а его брат создал отечественную молочную промышленность. В общем, есть Музей Верещагиных и промышленный туризм тоже.
Порадовала набережная в Череповце — местные знают, как попасть в национальный проект, сделать как у всех, — с местами отдыха, деревянными уличными диванчиками и прочими модными украшениями набережных и городской среды. За набережной — парк с чудны´м названием "Соляной сад" (и скульптурой хлорида натрия). Параллельно набережной — современная улица с дорогими коттеджами, храм, всё отремонтировано и вылизано от души. Буквально за углом — исторический центр Череповца (город основан в 1777 году). Эти маленькие купеческие каменные дома создают впечатление, что уже тогда народ здесь жил богатый и солидный (привет Верещагиным). И сейчас продолжают систематически ремонтировать, обновлять и вылизывать имущество и центр города.

Тем не менее каплю дёгтя уроним в этот мёд: именно в Череповце корреспондент "ДП" поняла, что "индекс качества воздуха" в конце прогноза погоды в смартфоне — не просто формальность. Утром в городе он автоматически определился как "неблагоприятный". Тем не менее ощущения плохой экологии не было.
Памяти резного палисада
В город Серебряного ожерелья России — Вологду (–гду–гду, они так и в рекламных проспектах пишут) турист едет посмотреть прежде всего резной палисад. Историческая часть Вологды, в отличие от аналогичной в Череповце, по большей части деревянная. И палисадов там больше, чем на каждом углу. Туристические карты рекомендуют центр народных ремёсел, где можно сфотографироваться с резным палисадом, со скамьёй у ворот и ещё купить сувениров. В центре города скульптурная композиция "Песняров". На одной из соседних улиц — "темноглазая": без туристической карты мы бы её вряд ли нашли, а просто встретив, не догадались бы, что это она. Почему–то "темноглазая" одета в стиле мещаночки начала XX века, да ещё и с венком на голове.
Неподалеку скульптура "Свадьба": он — в косоворотке и сапогах, она — в кокошнике и концертном наряде артистки фольклорного ансамбля. А в магазине по соседству, где продают вологодский лён, мужчинам предлагают — не поверите — те самые косоворотки. И тут задумаешься: то ли уличные скульптуры — просто рекламная кампания в поддержку нового бренда, то ли столичный скульптор такими представляет себе жителей областного центра.

Но вернёмся к палисадам. Когда внутри дома с палисадом, резными ставнями, балкончиком располагается банк, страховая компания, кафе, частная фирма, в одном месте даже оптика, дома эти отремонтированы, выглядят стильно и современно — то за них даже радостно. А когда всё то же самое, но покосившееся и местами ветхое многоквартирное жильё — думаешь, а как там живут люди в XXI веке? Есть ли у них удобства? И так ли уж неправ московский автор скульптур в косоворотках?
Картинка из провинциальной жизни: некая организация восстановила у одного из домов резной палисад, покрасила его в чёрный цвет и установила гранитный памятник. Оставив в стороне рассуждения о том, что для начала можно было бы дом восстановить или хотя бы отремонтировать, просто поаплодируем: поставить могильный памятник палисаду — это креативный ход для привлечения туристов.
За что хочется похвалить Вологду — так это за то, что в каждом уважающем себя магазинчике и гостинице — бесплатная туристическая карта центра города, а местами ещё — и туристических достопримечательностей Вологодской области. На каждом углу — карты–указатели, чтобы турист мог ориентироваться. Есть места для парковки, хотя весь центр можно без проблем обойти пешком.
От ожерелья к кольцу
Ярославль — столица Золотого кольца — шокировал ценником на гостиницы: по цене четырёхзвёздочной гостиницы в центре Вологды в центре Ярославля можно забронировать хостел. Приятно, что можно легко найти бесплатные парковочные места.
Видно, что туризм в городе привыкли раскручивать ещё со времён возникновения Золотого кольца России: тут очень камерный и ухоженный кремль (точнее, заменяющий его бывший мужской монастырь), внутри — музей "Слова о полку Игореве" (памятник древнерусской литературы нашли именно здесь). В центре города — театр имени создателя первой в России театральной профессиональной труппы Фёдора Волкова (внутри очень интересная экспозиция в память единственного в СССР актёра — Героя Советского Союза фронтового разведчика Константина Лисицына, впрочем, и сам спектакль понравился).

Стрелку Волги и реку Которосль лучше смотреть с реки: билет на экскурсию можно купить онлайн, так будет значительно дешевле. Есть планетарий (а за городом — целый музей космонавтики имени землячки Валентины Терешковой). Тут и "Афоня" (здесь как раз снимали советскую комедию). И знаменитого земляка Ю. В. Андропова (генеральный секретарь ЦК КПСС и лидер советского государства руководил в Ярославле обкомом комсомола) здесь тоже не забыли: имя увековечено в названии улицы.
Интересно, что символ города — медведь — теперь в виде городской скульптуры стоит в 10 точках. Все мишки разные, и что символизирует каждый из них, нужно догадаться. Рядом с медведями электронные информационные стенды, которые помогают туристу сориентироваться, а вот бумажных карт на всех не хватает — нам не досталось.

Исторический центр Ярославля, напомним, внесён в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь на каждом шагу действующие церкви и монастыри, и это удивительно: с одной стороны, городу повезло не потерять наследие в годы войны, с другой — видно, Золотое кольцо позволило сохранить культовые сооружения в позднее советское время. Конечно, есть и в Ярославле истории о том, как был снесён кафедральный собор или отдельные памятники, но собор восстановлен и продолжает быть частью истории.
Послушали уличных музыкантов, порадовались за широкие и ухоженные улицы Ярославля — от каменных небольших домиков в историческом центре до современных торговых центров и многоэтажек чуть дальше… Поругались на GPS, который зверски глючит в городе: тут–то и пригодилась бы бумажная карта, ан нет…