Архитектор Никита Явейн: в Петербурге строят "типовые" школы из прошлой эпохи

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Технологии образования во всём мире меняются стремительно, прямо на глазах, и мало что может с ними сравниться по скорости происходящих перемен. У нас, если говорить о высшем и тем более о школьном образовании, необходимость преобразований назрела давно. Время диктует новые требования к типам образовательных услуг, и нам необходимо им соответствовать.
Подчеркну, что проблема не в том, что у нас плохо преподают, я лично знаю много прекрасных учителей. Главная проблема в другом: технологии обучения очень часто не соответствуют существующим реалиям.
Нашему бюро в этом смысле повезло: жизнь связала нас с передовыми российскими школами, программы которых предполагают архитектурные решения абсолютно иного уровня. Будь то Академия балета Бориса Эйфмана, Высшая школа менеджмента СПбГУ или университетский кампус "ИТМО Хайпарк" в Санкт–Петербурге, образовательный центр для одарённых детей "Сириус" на Черноморском побережье, Областная гимназия им. Е. М. Примакова в ближнем Подмосковье или школа в Казани, над проектом которой мы сейчас работаем, — всё это образовательные учреждения, не буду говорить экспериментальные или элитные, но точно адекватные времени.
Среди петербургских школ назову президентский физико–математический лицей № 239, для которого мы сейчас переоборудуем здание банка на Фурштатской улице (примечательно, что на излёте 1990–х проект этого банка был разработан нашим бюро, а теперь мы же проектируем там инновационное образовательное пространство). С точки зрения качества образования эти школы, безусловно, лучшие в стране, и абсолютно ясно, почему им потребовались здания, которые соответствуют самым современным требованиям.
Получается, что архитектура должна следовать за образованием, но вместо этого у нас сейчас в огромном количестве строятся школы из прошлой эпохи. Мне тут же ответят, что зато они сразу с бассейнами и с хорошо оборудованными спортзалами, но я говорю о другом. Такие "типовые" школы очень плохо трансформируются, да и вообще термин "типовой", как мне кажется, к школе не должен иметь никакого отношения. "Типовые" ученики никому не нужны, а "типовые" выпускники — это потенциальные "типовые" безработные.
Школа должна быть центром квартала, аккумулировать вокруг себя общественную жизнь. С другой стороны, только новыми школьными зданиями проблему не решишь. Ещё раз подчеркну, что само образование должно меняться, а вслед за ним появятся и новые методики, предполагающие соответствующие образовательные пространства. Пример такого подхода — реализованный проект Гимназии им. Е. М. Примакова в Одинцовском районе Московской области.
В прошлом году этот проект "Студии 44", я считаю, абсолютно заслуженно был назван лучшим проектом Подмосковья. Для нас он является определённого рода манифестом, прямым высказыванием о том, каким может быть современное образование. Все учебные блоки здесь связаны большим рекреационным пространством–атриумом, которое становится ключевым элементом комплекса. Это одновременно и место пересечения всех со всеми (учащихся и преподавателей, детей и родителей), и зал для проведения мероприятий самого разного формата — от встреч выпускников до финала всероссийского конкурса "Учитель года". Это пространство непрерывного общения и социализации. Я бы сравнил его с центральной площадью, которая является сосредоточием городской жизни.
Что касается высшего образования, то там всё те же вопросы сейчас стоят даже жёстче, чем в школах. Вузам необходимо выдерживать конкуренцию не столько между собой, сколько с цифровым образованием. Зачем мне ходить в институт, если я могу получить доступ к самым лучшим лекциям прямо из дому? На подобные вопросы мы в "Студии 44" ищем ответы вместе с теми вузами, для которых проектируем кампусы.
Это и нижегородский IT–кампус "Неймарк", и, разумеется, наш петербургский кампус "ИТМО Хайпарк", который станет уникальным научно–образовательным центром не только по качеству образовательных программ, но и по своей архитектуре. Здесь в главном учебном корпусе в полной мере реализуется принцип единого перетекающего пространства образования. Это безбарьерная во всех смыслах слова образовательная среда, подталкивающая всех участников процесса обучения к непрерывному научному сотворчеству, обмену знаниями и общению. Именно таким, на наш взгляд, и должно быть пространство образования, отвечающее требованиям XXI века.
Автор основатель и руководитель архитектурного бюро "Студия 44" Никита Явейн
Никита Явейн
Автор: Сергей Ермохин / "ДП"
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.