В Лахте повторяется история с "Охта Центром".
Осенью 2006 года в Тициановском зале Академии художеств развернулась битва гигантов европейской и мировой архитектуры. Жан Нувель, Рем Колхас, Даниэль Либескинд, Массимилиан Фуксас, Жак Герцог и Пьер де Мерон, а также бюро RMJM презентовали своё видение трёхсотметровой башни на Охтинском мысу. Напряжённые баталии окончились более или менее благополучно после принятия компромиссного решения о переносе объекта на существенное расстояние, вдаль от городского центра, при сохранении и даже обострении основных параметров.
Прошло с тех пор два десятилетия. Как говорил светлой памяти В. С. Черномырдин: отродясь не было, и вот опять… Только теперь без конкурса. Не только без хорошо организованного международного, но и без всякого другого. В СМИ появляются всё более прозрачные намёки, что Петербург будет украшен двумя новыми супервысокими башнями, одна из которых в полтора раза выше "Лахта Центра".
В целом история с "Лахта Центром" печально повторяется. Руководство крупной корпорации пытается соблазнить городскую общественность и региональную власть конкретным архитектурным решением под защитой правильного и полезного городу стремления этот город развивать и обогащать. Стремление такое полезно и благородно, остальное же напоминает историю 2006–го в ухудшенном варианте.
Не проанализирована или забыта градостроительная традиция Петербурга, связанная с ОДИНОЧНЫМИ доминантами. Нам предлагают кластер из доминант, совершенно не свойственный как историческому, так и новому Петербургу. Не проанализирована или забыта существенная традиция Петербурга о размещении доминант на ОСИ городских магистралей. Эта традиция, к сожалению, не была учтена и при размещении "Лахта Центра". Теперь — повторение! Уже долго городу предлагается единственный вариант архитектурного облика, принадлежащий перу одного из двух основных авторов "Лахта Центра". Вариант, мягко говоря, неоднозначный, но не в этом дело — он единственный!
В то время как проектирование исключительных по характеристикам объектов требует не только тщательного выполнения процедур градостроительного и строительного согласования, но и дополнительных мер для обеспечения проекта наивысшего качества, соразмерного уровню ответственности объекта в градостроительном отношении. В мировой практике строительства уникальных зданий принято проводить на начальной стадии проектирования АРХИТЕКТУРНЫЙ КОНКУРС как минимум на концептуальную стадию проекта. Такой конкурс необходим для получения проекта наивысшего качества, а также для сохранения в целостности важнейших градостроительных характеристик Петербурга и его репутации как объекта ЮНЕСКО.
Много времени упущено: за 3 года можно было два конкурса провести, а не организовано ни одного. В некотором смысле и слава богу, поскольку выбор места пока осуществлён неверно. По моему мнению, во избежание повторения досадного опыта работы с "Лахта Центром" необходимы две меры. Первая: силами ведущих петербургских специалистов в области градостроительства заново определить размещение объектов нового высотного строительства с учётом в том числе и основных градостроительных традиций Петербурга. Вторая: после определения размещения и параметров объектов провести конкурс на архитектурную концепцию предполагаемых объектов. Возможно, с международным участием. Разгрести сделанное будет непросто, но чем раньше грамотные специалисты и ответственные представители власти этим займутся, тем успешнее будет результат.
Автор — Святослав Гайкович, архитектор, руководитель мастерской "Студия 17"
P.S. Святослав Гайкович не является противником высотного строительства в Петербурге, он автор "Атлантик–сити" — самого высокого здания в городе (кроме Петропавловского собора) в течение нескольких лет в середине нулевых годов.