За три года в ТЦ Петербурга стало вдвое меньше иностранных арендаторов

Автор фото: Сергей Ермохин / "Деловой Петербург"
Покупатели в петербургском ТЦ "Галерея"
С 2022 года доля иностранных арендаторов в торговых центрах Петербурга сократилась вдвое — с 26% до 12%, следует из данных NF Group. За этот период освободилось свыше 300 тыс. м2, которые уже заняты российскими, китайскими, турецкими и другими брендами.
В начале 2022 года наибольшую площадь среди иностранных арендаторов занимали бренды из Франции, Швеции, Германии, Финляндии и Испании. В лидерах в 2025 году — Франция (в первую очередь за счёт гипермаркетов "Ашан"), за ней следуют Китай, Турция, Италия и Ливан.
До 2022 года иностранные бренды в наибольшей степени были представлены в 11 ключевых торговых центрах Петербурга, подсчитали в данным NF Group. По состоянию на начало 2025 года свободными в них оставались всего 1,3% площадей или 12 тыс. м2.
С высокой вероятностью в первую волну возвращения на российский рынок могут войти бренды из Испании, США, Польши, Германии и Франции, которые на начало 2022 года в Петербурге занимали суммарно около 58 тыс. м2, считает региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева.
"Большая часть из них представлена в сегменте одежды, обуви и аксессуаров (90%). Вероятность возвращения брендов из скандинавских стран (товары для дома, гипермаркеты, одежда, обувь и аксессуары), которые занимали более 140 тыс. м2 в среднесрочной перспективе, минимальна. Возможное возвращение иностранных брендов, в первую очередь, связано с теми операторами, за которыми уже закреплены торговые площади — даже если сейчас они работают под другими именами. Именно это позволит им вернуться быстрее", — говорит она.
По словам эксперта, после ухода международных ретейлеров покупатели адаптировались к новому рыночному ландшафту, и их внимание сместилось в сторону доступных, понятных брендов — независимо от страны их происхождения.
Это связано как с ростом цен на продукцию иностранных производителей, так и с устойчивыми показателями товарооборота российских игроков.
Возможное возвращение международных ретейлеров на российский рынок будет постепенным. По оценкам экспертов NF Group, процесс может занять 5–6 месяцев с момента восстановления платёжных операции между Россией, Европой и США.
"Большинство компаний рассматривают франшизную модель как основной формат возвращения, а не прямое управление. Это позволяет снизить операционные риски и воспользоваться уже выстроенной инфраструктурой. Те бренды, у которых в России сохраняются партнёрские связи, смогут вернуться быстрее; компаниям без действующих партнёров потребуется больше времени на адаптацию и построение новых процессов", — комментирует Евгения Хакбердиева.
Напомним, что в 2024 году в Петербурге не открылось ни одного нового торгового центра. В первом квартале 2025 года состоялось частичное открытие торгового центра "Парк Молл". В августе, как писал "Деловой Петербург", ожидается долгожданное открытие ТЦ "Голливуд".