Платная парковка в Петербурге не приводит к повышению средней скорости движения транспорта по улицам в выходные и праздничные дни, следует из ответа комитета по транспорту на запрос председателя постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры ЗакСа Алексея Цивилёва. Письмо ведомства депутат опубликовал в своих соцсетях 4 июня.
По данным мониторинга СПб ГБУ "Центр транспортного планирования Санкт–Петербурга", средняя скорость движения на дорогах в зонах платной парковки по рабочим дням в 2023 году составила 22,9 км / ч, что на 5% выше показателя 2019 года. По выходным в 2023 году транспорт в среднем ехал со скоростью 24,7 км / ч, однако это на 1,2% ниже результата 2019 года, до полномасштабного введения зон платной стоянки. Загруженность парковочных пространств одинакова и в будни, и в выходные.
То есть Смольный фактически признаёт, что платная парковка не даёт существенного эффекта по выходным. Однако решение депутатов ввести бесплатную стоянку по нерабочим дням приведёт к потере бюджетных доходов, предупреждают в Комтрансе.
С января по середину мая текущего года городская казна получала от функционирования платных парковок в выходные и праздничные дни 512,3 млн рублей. По данным портала "Открытый бюджет" на конец мая, общие доходы Петербурга от платных парковок составили 2,5 млрд рублей. Основную часть (1,7 млрд) принесла непосредственно оплата стоянки, ещё 700 млн рублей — штрафы.
Всего в 2024 году Смольный рассчитывает заработать на системе порядка 5,5 млрд рублей. Отмена платных парковок по "красным" дням, по расчётам Комтранса на 2024 год, повлечёт выпадение примерно 1,2 млрд рублей доходов, или чуть более 20% от планового значения. К тому же придётся дополнительно потратиться на замену табличек на дорожных знаках.
При этом администрация Петербурга неоднократно отмечала, что платные парковки создают не для получения дохода, а для разгрузки центра города от трафика. "Задача платной парковки — упорядочить движение, а не извлечь прибыль", — подтверждал в августе 2023 года вице–губернатор Кирилл Поляков.
Даже при отмене взимания платы за стоянку в выходные дни система сможет заработать на собственные нужды. В бюджете на 2024 год на её функционирование заложено 2,4 млрд рублей. Половина этой суммы — выплаты сотрудникам СПб ГКУ "Городской центр управления парковками", ещё около 917 млн — содержание и развитие парковок и информационных сервисов.
Помимо этого, в комитете по транспорту подтвердили, что по итогам мониторинга дорожного движения за 2024 год ведомство может ввести дифференцированный тариф за парковку. С конца 2021 года для легковых авто он составляет 100 рублей в час независимо от зоны стоянки.
Неодинаковые ставки в разных парковочных зонах активно применяют в Москве. В столице час стоянки может стоить от 40 до 450 рублей в зависимости от расположения и загруженности площадки, дня недели и времени суток. В праздники и по воскресеньям в большинстве точек стоянка бесплатна.