Прогресс идёт: параметры новой налоговой реформы в России держат в секрете

Автор фото: Валентин Беликов / "ДП"
В России началось публичное обсуждение новой налоговой реформы: 20 мая в Госдуме состоялось заседание экспертного совета комитета по бюджету и налогам, а 23–го пройдут большие парламентские слушания. Ключевая тема — прогрессивная шкала НДФЛ, которую официально называют "справедливой налоговой нагрузкой".
Формально прогрессивный налог в России действует с 1 января 2021 года, когда при общей ставке 13% была введена ставка 15% для доходов, превышающих 5 млн рублей. Затронуло это лишь небольшую часть налогоплательщиков, поэтому большинство россиян и не заметили перехода с плоской шкалы, которая существует с 2001 года. Очевидно, что теперь всё будет иначе. Президент Владимир Путин, выступивший за налоговые изменения в послании Федеральному собранию в феврале, убеждён, что общество, включая сторонников плоской шкалы налогообложения, "созрело" для прогрессивного НДФЛ. Новые параметры налоговой системы называют "донастройкой" и хотят определить в весеннюю сессию Госдумы, чтобы новые ставки вступили в силу уже в 2025 году.
Однако конкретика пока так и не названа. Глава Минфина Антон Силуанов лишь заявил, что целью справедливой "прогрессии" является сокращение неравенства "как между гражданами, так и между регионами", а многодетным семьям с невысокими доходами предложат вычет по НДФЛ.
Не совсем ясно, каким будет бюджетный эффект от налоговых изменений для регионов. С 2021 года повышенный НДФЛ платится в федеральный бюджет, остальные поступления по этому налогу идут в бюджеты регионов и муниципалитетов. Лидеры по сборам — Москва, Петербург и Московская область, где больше всего высокооплачиваемых налогоплательщиков, но для большинства регионов куда актуальнее проблема норматива зачисления НДФЛ в местные бюджеты. В СМИ просачиваются инсайды, в том числе о 15%–ном подоходном налоге для тех, кто зарабатывает более 1 млн рублей в год (то есть менее 100 тыс. рублей в месяц), а это уже весьма широкий круг налогоплательщиков, особенно в крупных городах. Внесённый в парламент в прошлом октябре и так и не принятый законопроект предполагает ставку 15% с суммы, превышающей 5 млн рублей, если доход составил 5–10 млн, а также ставку 25% с суммы выше 10 млн, 30% — с дохода более 50 млн и 35% — более 100 млн рублей.
Обещано, что обновлённые налоговые условия зафиксируют надолго. Впрочем, подобные обещания звучат при проведении практически всех реформ.