Плавали — знаем: Смольный отказался углублять дно у причала на Неве

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Петербургским компаниям, занимающимся пассажирскими перевозками по рекам и каналам, не хватает причалов. Но комитет по транспорту не спешит реагировать на их жалобы.

Смольный, судя по всему, не собирается реконструировать причал на Синопской набережной. Хотя на его непригодность к использованию указывают компании, занимающиеся речными пассажирскими перевозками.
Как сообщили "Деловому Петербургу" в комитете по транспорту, "городской причал “Синопская набережная” находится полностью в исправном состоянии для приёма судов и посадки / высадки пассажиров". Глубина у причальной стенки на расстоянии одного метра от неё составляет от 2,4 до 3 м, далее — 3–3,5 м.
"Это позволяет принимать все типы судов, перевозящих пассажиров в Санкт–Петербурге. В прошлом году СПК (судно на подводных крыльях. — Ред.) “Метеор” подходило к данному причалу в течение месяца без происшествий", — добавили в комитете.
Причал, о котором идёт речь, расположен напротив дома № 28 по Синопской наб., примерно в 800 м от станции метро "Площадь Александра Невского". Он представляет собой спуск длиной 30 м и рассчитан на две одновременные швартовки. Интересно, что в XIX веке примерно в этих же местах, на Калашниковской, как она тогда называлась, набережной, находился петербургский речной порт.
С 6 мая в ООО "ВодоходЪ" отменили здесь промежуточную остановку "Регулярной городской линии теплоходов" (конечные точки которой располагаются возле Эрмитажа и на пр. Обуховской Обороны).
Линия была запущена с 28 апреля. На ней выполняются два рейса в день — утренний в центр и вечерний в южном направлении. "Метеоры" всё равно совершали рейсы из центра для ночной стоянки у Речного вокзала неподалёку от метро "Пролетарская". А так они попутно стали забирать пассажиров. И заодно несколько улучшать транспортное обслуживание Невского района.
Но в задуманном виде, с двумя промежуточными остановками, линия просуществовала недолго. Была оставлена одна промежуточная остановка — у Финляндского вокзала. "Временно теплоходы не будут подходить на городской причал у Синопской набережной — на текущий момент не хватает глубины для безопасной швартовки. Мы написали запрос в СПб ГКУ “Агентство внешнего транспорта” на промер глубин и проведение дноуглубительных работ", — рассказали "ДП" в компании "ВодоходЪ".
С этим обстоятельством коммерсанты связывают перераспределение расходов на рейс и повышение тарифа выходного дня. Ранее планировалось в 2024 году увеличить число остановок на этой линии до восьми.
"Мы не обладаем информацией, что компания “ВодоходЪ” изменила стоимость проезда. Вместе с тем, так как данный маршрут установлен и обслуживается коммерческой компанией, последняя вправе самостоятельно устанавливать стоимость билетов, расписание", — прокомментировали новости в комитете по транспорту.

Что не так с причалами

Несколько лет назад другие судовладельцы уже обращали внимание на не самое лучшее, по их мнению, состояние, в которое пришли причалы у бывшего Речного вокзала на пр. Обуховской Обороны после передачи их городу.
"Несмотря на позднее начало навигации в этом году, причалы на проспекте Обуховской Обороны оказались не готовы к приёму круизных судов. Там не были обеспечены заправка судов питьевой водой, приём фекально–сточных вод и мусора. Суда компании вынуждены сменить место стоянки на другие причалы, где эти услуги оказываются", — делились опытом в 2020 году в круизной компании "Созвездие". Впрочем, к навигации 2021 года большинство проблем были решены, отмечали городские власти и компании–перевозчики.
По данным системы "Контур.Закупки", в апреле 2024 года государственное казённое учреждение "Агентство внешнего транспорта" (АВТ, структура комитета по транспорту) заказало работы по комплексному инженерному обследованию и освидетельствованию причалов Речного вокзала. Контракт примерно на 2 млн рублей был заключён с ООО "Экспертно–технический центр “Альфа”". Подрядчику предстоит составить в том числе план глубин с применением водолазов. Контракт должен быть исполнен к концу нынешнего года.
Стоит также напомнить, что само здание Речного вокзала с гостиницей ранее было снесено. Взамен предпочли построить жильё.

Сколько в Петербурге городских причалов

Городские причалы внесены в адресный перечень объектов инфраструктуры водного транспорта, находящихся в собственности Петербурга. В этом списке 19 объектов. За все эти причалы отвечает АВТ. По задумке, они должны предоставлять "право равного доступа судовладельцамк причальной инфраструктуре для посадки / высадки пассажиров". В основном эти причалы расположены на Неве и её рукавах. Но также есть по одному причалу на Мойке и на Фонтанке. Замдиректора АВТ Дмитрий Куклин сообщал ранее, что в 2024 году город планирует открыть дополнительные причалы на Фонтанке у Музея Фаберже, а также ещё несколько на Октябрьской набережной.
Стоимость использования зависит от конкретного причала (от одной из трёх зон, в которой он расположен), а также от времени и от типа судна. Так, в полдень швартовка продолжительностью 15 минут на маломерном судне у Адмиралтейства обойдётся в 693 рубля. А за ту же услугу, но оказанную для двухпалубного теплохода, попросят заплатить уже 4198 рублей. Причалы предлагают бронировать заранее, информация о загруженности размещена на специальном сайте.

Сколько в Петербурге частных причалов

Частных причалов в городе значительно больше. Но и стоимость швартовки на них, как правило, в несколько раз выше.
Для того чтобы устроить причал, обычно нужно арендовать спуск к воде. Как следует из реестра городского имущества Петербурга, участки набережных в городе в основном закреплены за СПб ГБУ "Мостотрест". Эта организация оказывает платные услуги по предоставлению их в аренду, отмечается на её сайте.
По данным государственных торгов, начиная с 2022 года "Мостотрест" объявил около 160 конкурсов на аренду участков набережных. По подсчётам "ДП", чаще других победителями этих конкурсов становились ООО "Теплоход СПб" (19 лотов, река Фонтанка), ООО "Невская линия отдыха" (12 лотов, канал Грибоедова, Фонтанка), ООО "Фата–Моргана" (10 лотов, Мойка и Фонтанка), ООО "Самсон" (шесть лотов, Фонтанка). В свою очередь ООО "Мелодия" и ООО "Аква–экскурс" получили по четыре лота. Ряд конкурсов выиграли другие компании и частные лица. При этом, по данным "Мостотреста", по состоянию на август 2023 года в Петербурге было 187 свободных спусков (то есть таких, что можно взять в аренду). Из них (по убыванию) на Неве — 42, на Обводном канале — 18, на канале Грибоедова — 17, на Малой Невке — 15.
Добавим, что в перечень маршрутов водного транспорта в Петербурге на сегодня внесены 32 линии.