Заклятые друзья: почему бизнес жалуется на маркетплейсы

Автор фото: ТАСС

Маркетплейсы для малых и средних предпринимателей служат инструментом заработка и продвижения. А в последние годы ещё и постоянным поводом для жалоб и недовольства.

Спрос на платформы со стороны бизнеса растёт. Например, в пресс–службе Wildberries "ДП" рассказали, что за прошлый год количество селлеров из Петербурга выросло на 19% и превысило 37 тыс. По обороту город входит в топ–3 регионов, только с 2022 по 2023 год показатель увеличился на 60%. Для самостоятельного продвижения бизнесу необходимо вложить большие средства, при этом гарантий успеха никто не даёт. Для маркетплейса же маркетинг — профильная часть бизнеса, что помогает стать партнёрам заметными для потенциального покупателя.
Ещё один бонус — возможность использовать склады. Как рассказали в Ozon, доля продавцов, которые пользуются собственными складами для отгрузки и хранения товаров, и тех, кто отгружает продукцию на фулфилмент–центры, примерно одинакова. Тем не менее абсолютное большинство предпринимателей пользуются логистической инфраструктурой маркетплейса — доставкой до пунктов выдачи заказов (ПВЗ) или курьерскими услугами.
Однако в отношениях между продавцами и площадками всё далеко не так радужно, как можно подумать исходя из статистики.
Конфликты между интернет–магазинами и продавцами могут возникать как на почве принципиальных разногласий, так и при каждодневном взаимодействии. "Я сталкивалась с добавлением товаров в акции, на которые не давала своего согласия. Из–за этого цена нашего изделия становилась ниже допустимой, и я вследствие этого не зарабатывала, а в каких–то случаях и вовсе уходила в минус", — поделилась основательница мастерской "Интеллигентные подарки" Светлана Дубасова. И похожих кейсов немало.
Вместе с тем между продавцами и онлайн–платформами регулярно происходят и судебные споры, отмечают юристы. В большинстве случаев до этого доходит, когда поставщик принимает решение завершить работу с маркетплейсом, уточняет управляющий партнёр IMPRAVO Максим Борисов. Онлайн–площадка в отношениях с поставщиком является более сильной стороной сделки и может влиять на множество факторов по продаже товара. Эксперты выделяют несколько категорий споров: первая связана с потерей товара на складах маркетплейса. Второй случай касается конфликтов по массовому ухудшению положения поставщиков, например когда вводят новые штрафы, которые делают поставки нерентабельными.
"В таком случае поставщики группируются и подготавливают коллективные иски к маркетплейсам для отмены штрафа и исключения этих невыгодных условий из оферты. Часто при поставке товара поставщик принимает условие публичной оферты, где сказано, что онлайн–канал в одностороннем порядке имеет право изменять некоторые условия, это происходит быстро, согласие поставщика же не требуется, — отмечает Борисов. — Например, один из маркетплейсов с 1 января 2024 года в одностороннем порядке по факту увеличил себе отсрочку по выплате денежных средств".
Но самая большая боль для поставщиков — доказательство своей правоты. Дело в том, что все документы по поставке хранятся в личном кабинете маркетплейса, то есть фактически выгружаются в формате Exel без подписи и печати с платформы ответчика. "В любой момент маркетплейс может убрать их из личного кабинета, и поставщик не сможет даже косвенно подтвердить, сколько товара на складе и какой остаток. К нам в феврале поступали запросы от клиентов на то, что один маркетплейс сначала выставил отчёт в личных кабинетах об остатках товара на повреждённом складе, а потом документ исчез, и если клиент не успел скачать его, то потом этого уже не сделать", — констатирует Максим Борисов.
В основном на маркетплейсы выходят начинающие предприниматели, не имевшие ранее опыта работы в e–commerce. Часто владельцы небольших фирм пытаются оспорить штрафные санкции, которые, по их мнению, наложены поспешно или несоразмерно нарушению. В итоге продавец проигрывает вдвойне: он вынужден и платить штраф, и видеть, что его товар понижен в рекомендательных алгоритмах. Предметом спора может стать и ущерб, который был нанесён складской или логистической службой маркетплейса.
"Например, если потребитель получил битое зеркало, то ответственность лежит на логистике маркетплейса, и не всегда компенсация или её сроки удовлетворяют продавца", — рассказала соруководитель практики защиты прав инвесторов компании "Интерцессия" Анастасия Чумак. Похожая ситуация может возникнуть с товаром, который повредили на складе. Многие помнят январское ЧП с пожаром, в результате которого на онлайн–площадку легла нагрузка по возмещению. Однако часто на складах случаются и мелкие нестандартные ситуации, приводящие к порче готовящихся к отправке предметов.

Союзники

В ответ на обвинения маркетплейсы уверяют, что работа над совершенствованием взаимодействия с предпринимателями ведётся постоянно. Например, в Ozon в начале 2023 года провели совместную с Минэкономразвития и центрами "Мой Бизнес" программу поддержки МСП: новым продавцам выделяли эксперта–наставника, консультирующего по работе на платформе, а также давали бонусы для бесплатного продвижения и быстрого запуска первых продаж. "Мы предупреждаем партнёров об изменениях заранее и оставляем им гибкость, чтобы самостоятельно определять расходы на услуги маркетплейса. Большинство изменений направлены на помощь продавцам и покупателям или являются просто юридическими изменениями, которые никак не влияют на продавцов", — уверяет руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти Александр Васильев.
В свою очередь управляющий коммерческий директор маркетплейса Lamoda Татьяна Андреева рассказала, что в прошлом году в компании сделали упор на коллаборации с брендами — в том числе с небольшими молодыми проектами. Долгое время в Lamoda работали только по системе, при которой товар хранился на складе маркетплейса, сборка и доставка осуществлялись силами онлайн–платформы. Позже запустили модель Delivery by Seller для отдельных категорий, она актуальна, когда продавец хранит товар у себя на складе и после заказа сам осуществляет его логистику. "Новая модель позволяет селлерам увеличивать ассортимент на онлайн–платформе без физической отгрузки на склад Lamoda, тем самым повышая оборачиваемость, оперативно выходить на площадку, а также быстрее начинать продавать новинки и лимитированный ассортимент", — сказала Андреева.
Интересен и опыт маркетплейсов, предлагающих услуги в сегменте b2b. Например, с площадкой "Платферрум" работают как крупные и средние предприниматели, так и малые — для покупки изделий из металла. Среди всех пользователей из Петербурга и Ленобласти порядка 75% — представители как раз микро– и малого бизнеса. На рынке металлопроката бывают случаи обмана, когда поставщик выдаёт себя за трейдера, предлагает к продаже продукцию, однако после сделки заказ либо не привозят, либо поставляют товар, не соответствующий качеству или весу. При заключении сделки на покупку маркетплейс может выступить неким гарантом как для продавца, так и для покупателя.
Маркетплейсы в целом как торговые площадки призваны развивать клиентский сервис. Например, Ozon, Wildberries и прочие внедряют свои платёжные сервисы, программы лояльности и другие инструменты, позволяющие сделать процесс покупки удобнее, быстрее и выгоднее. "“Платферрум”, как b2b маркетплейс, тоже следует трендам крупных площадок и, например, запустил систему отсрочек: клиент может взять деньги под процент и совершать сделки на площадке. Поскольку этот финансовый инструмент не является банковским, площадка имеет возможность устанавливать свои процентные ставки. В результате этот способ пополнения оборотных средств оказывается выгоднее для предпринимателей", — поделились в пресс–службе.

В одной лодке

Некоторые эксперты многократно высказывали недовольство тем, что маркетплейсы занимают доминирующую позицию и это приводит иногда к явным злоупотреблениям и дискриминации небольших продавцов. Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская сравнивает это со взаимоотношениями торговых сетей и поставщиков лет десять назад, когда производители имели меньше прав по сравнению с ретейлерами.
Однако не стоит думать, что в любых спорных ситуациях страдает продавец. Одна из трудностей сетевых магазинов при работе с МСП — зависимость от конкретного человека, а не от организации. В большинстве случаев малый бизнес — это амбициозный самозанятый или ИП, где трудятся несколько сотрудников. "Мы сталкивались с кейсами, когда у селлера происходило ЧП (например, он попал в больницу), что влияло на его работу и возможность выходить на связь. Ещё одна трудность в том, что многие продавцы не понимают, как правильно вести документацию и бухучёт. Это отражается на внутренних трудозатратах площадки", — поделилась операционный директор Flowwow Вера Моденова.
И всё же думается, что заявления и малых предприятий, и онлайн–площадок о том, что эти бизнесы нуждаются друг в друге, — справедливы. Помимо маркетинга магазины в Сети дают своим партнёрам защиту — например, от потребительского экстремизма и хейтинга. Так, у некоторых площадок системы модерации фиксируют недобросовестные практики начисления оценок и блокируют сомнительные отзывы.
В Wildberries поделились, что улучшают модель, скрывающую негативные отзывы, которые оставляют "фиктивные покупатели". Такая технология позволяет объективно проверить содержание комментариев и убрать скомпрометированные оценки. Эксперты считают, что для борьбы с "накручиванием" отзывов или явно негативными высказываниями может применяться правило: пользователь оставляет отзыв на товар только при его покупке, а компания сама может предложить ему поделиться мнением. При этом все отзывы должны проходить модерацию.
Однако большую опасность, по мнению президента АКИТ Артёма Соколова, для предпринимателей представляет недобросовестная конкуренция. "Есть случаи, когда с фейковых аккаунтов заказываются крупные партии товара, но ничего не выкупается. На продавца при этом ложатся все финансовые издержки по доставке и возвратной логистике, а если товар оказывается сезонным, он в принципе терпит большие убытки, поскольку в этом случае нет шансов реализовать всё в срок. По такой же схеме может быть блокирована работа ПВЗ: крупные партии продукции больших объёмов, которые никто не забирает, просто не оставляют пространства для работы как минимум на неделю, но чаще на больший срок", — указывает эксперт. Для борьбы с этим явлением некоторые игроки вводят плату за обратную доставку при возврате некоторых позиций.
Самые же распространённые разногласия между малым бизнесом и маркетплейсами возникают из–за изменения комиссий.
Однако маркетлейсы часто не соглашаются с поставщиками в этом вопросе. В Wildberries поясняют, что комиссии имеют разнонаправленную динамику, в том числе внутри отдельных категорий. Так, по некоторым позициям комиссия может быть снижена в рамках акций. Это позволяет маркетплейсу гибко управлять ассортиментом, а продавцам — увеличивать выручку. Вера Моденова из Flowwow отмечает, что изменение комиссии на маркетплейсе в последний раз происходило около 2 лет назад. "В правила работы и оферту мы можем вносить правки, но они в большинстве случаев являются перекладыванием на бумагу уже наработанного опыта, например когда по новому кейсу сложился регламент действий", — говорит она.
Как отмечают эксперты, сама бизнес–модель маркетплейсов сейчас находится на стадии активного развития, когда между участниками процесса закономерно могут возникать конфликты. В Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ) напоминают, что для решения системных вопросов работает комиссия по созданию условий саморегулирования при Минпромторге. Подать туда обращение, если площадка не реагирует на запросы, продавцы могут, заполнив специальную форму на сайте АКИТ. Вопросы конкуренции рассматривает также экспертный совет ФАС. Рынок работает по правилам, которые прописаны в принятых "Стандартах по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров". Это динамический документ, который дополняется при появлении новых кейсов с обеих сторон.
Сейчас одной из волнующих рынок тем является принятие до конца 2024 года стандарта ГОСТ Р "Парфюмерно–косметическая продукция. Общие критерии подтверждения обоснованности экологических заявлений". По мнению представителей Роскачества, такой шаг позволит популяризировать в стране "зелёные" технологии и соответствующую продукцию, а также определит единый подход к её производству. Правда, сейчас как раз рынок разделился в оценках текущей редакции ГОСТа. Одни игроки уверены, что это повлечёт за собой дополнительную нагрузку на бизнес, а также существенный рост стоимости готовой продукции. Другие поддерживают позицию ведомства, из которой следует, что стандарт будет стимулировать производство органических компонентов в России. Плюсом станет и взаимопонимание с поставщиками в части установленных требований к упаковке и сырью. Ну и ко всему прочему добровольная сертификация может стать конкурентным преимуществом для прошедших её компаний. Ведь новых отечественных игроков появляется всё больше, борьба усиливается. Именно поэтому аналитики называют 2024 год для бьюти–индустрии России годом, когда бренды будут ярко заявлять о себе и активно привлекать лояльную аудиторию. Статистика показывает, что многие участники рынка ещё в 2023–м стали вкладывать больше средств в рекламные кампании. Маркетинговый подход становится всё более системным. И как следствие, повышается общая культура сервиса на рынке. При этом важно найти наиболее эффективные инструменты продвижения именно для своего бренда. Так, мы делаем особый акцент на коллаборации — поскольку видим результат от таких проектов. Сегодня активно сотрудничаем с лидерами мнений, стратегическими партнёрами — и продолжим усиливать это направление. В части выбора площадок для продаж сегодня всё тоже отлично. И натуральная косметика в более выигрышной позиции: здесь меньшая зависимость от тестирования продукта перед покупкой, как в сегменте декоративной косметики. Стабильно растёт спрос на товары российского производства на маркетплейсах. По данным Data Insight, сейчас на продукцию бьюти–индустрии приходится прядка 15% от всех продаж. Смогли локальные производители переключить внимание на себя и в торговых сетях — где рост спроса на определённые бренды мог достигать и 150–190%, особенно в канун праздников. Поэтому в целом ситуация на рынке позитивна, он сумел восстановиться и сегодня в стадии активного развития, что позволяет планировать запуск новых продуктов и проектов уже в 2024 году.
Евгений Казаринов
генеральный директор компании "Савонри"