06:0022 апреля 202406:00
6просмотров
06:0022 апреля 2024
Генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева рассказала "ДП", какие надежды связывает государство с категорией бизнеса МСП+ и какие стимулы для роста нужны предпринимателям
Одна из целей Агентства стратегических инициатив — поддержка предпринимательства. Если говорить об МСП, какие основные тренды вы видите в этой сфере, опираясь на экспертизу агентства?
— Последние 10 лет сектор МСП находится в поле постоянного внимания со стороны правительства России, регионов, большого количества институтов развития и бизнес–объединений. Безусловно, этому способствовали целевые национальные проекты и меры поддержки. Такой фокус внимания помогает не просто в достижении целей национального проекта, но и в формировании эффектов, которые не являются очевидными на первый взгляд. Прежде всего стоит отметить развитие сегмента крупных компаний "малой размерности", так называемые МСП+. С 2018 года до 2022–го их количество в России увеличилось с 4 тыс. почти до 7 тыс., среднегодовой темп роста — более 11%. Эти показатели могут быть значительно выше, если для МСП сформировать стимулы роста и перехода в сегмент крупного бизнеса и стимулирование их развития из МСП+ в устойчивый крупный бизнес. Почему мы так заостряем внимание на этом сегменте? Потому что он является крупнейшим в экономике потребителем и производителем инновационной продукции.
Этот сегмент имеет самые высокие показатели производительности труда и самые высокие среднегодовые темпы роста в течение последних 5 лет (более 19% в год).
В какой поддержке нуждается малый и средний бизнес кроме традиционно звучащего от него самого "не трогайте" и "дайте денег"?
— Сейчас стоит говорить о мерах поддержки, которые стимулируют рост компаний. Безусловно, эти меры должны включать принципиально другой уровень доступа к капиталу как для инвестиционных целей, так и для пополнения оборотных средств — ни одно масштабирование без роста "оборотки" не обойдётся. Вторая задача — решить вопрос кадровой обеспеченности, особенно в регионах, которые находятся вдали от крупных мегаполисов. Третий вопрос — снижение транзакционных издержек: от наличия складских площадей и выстроенной логистики до обеспечения безбарьерных трансграничных платежей.
Какую первоочередную задачу перед собой в связи с этим ставит Агентство стратегических инициатив?
— Наше предложение в том, чтобы сфокусировать внимание государства на взаимодействии с бизнесом как с партнёром. Рост компаний сегмента МСП+ и снижение барьеров при переходе из МСП в МСП+ являются ключевой задачей, это будет автоматически влиять на отчисление налогов, количество высококвалифицированных рабочих мест, на более высокую оплату труда и, как результат, на рост качества жизни.
Как и чем помогают бизнесу конкурсные программы АСИ? Можно ли привести конкретные примеры?
— Агентство постоянно работает с бизнесом, анализируя системные меры и ограничения, и зачастую именно на этой основе появляются системные инициативы. Например, всероссийский конкурс русских брендов "Знай наших", задача которого — поддержать российских производителей.
Самый большой запрос, который мы увидели, касался выстраивания понятной экосистемы поддержки — образовательной, информационной, маркетинговой. Участники конкурса говорили о том, что хотят сформировать культуру бренда, но не до конца понимают, как это сделать, какие инструменты нужны. Был запрос на помощь в упаковке продукции, в её позиционировании, в целом на то, как понять своё место на рынке. И именно такую поддержку оказывают партнёры конкурса. Они предоставили победителям рекламные и маркетинговые возможности, доступ в торговые сети и основные интернет–магазины (OZON, Wildberries), обеспечили бесплатное участие в выставочных мероприятиях, организовали обучающие программы.
Насколько эффективен малый и средний бизнес в инновациях? Всё же у крупных компаний для этого больше ресурсов...
— По мере развития и масштабирования бизнеса предприниматели всегда сталкиваются с необходимостью повышения производительности труда. Это один из ключевых факторов их конкурентной борьбы на рынке. Безусловно, крупные компании имеют свои преимущества, в том числе в ресурсной базе. Но МСП и особенно МСП+ имеют принципиально другую гибкость и скорость принятия решений, оценки перспективности монетизации этих инноваций. Именно компании сектора МСП+ имеют самую высокую производительность труда и самое высокое удельное потребление НИОКР в рамках своей деятельности. И тут стоит выделить ряд компаний торгового сектора, которые, дойдя до определённых масштабов своей деятельности и очень хорошо понимая спрос на те или иные товары, принимают решение инвестировать в производство, в том числе в высокотехнологичное. Например, консорциум "АРНИКА" из Владивостока за последние 10 лет вырос из торговой компании сектора МСП в одного из российских лидеров сектора биотехнологий.
Насколько оправдан уклон государства именно в поддержку малого бизнеса, ведь и крупнейшими налогоплательщиками, и наиболее ответственными работодателями является крупный бизнес?
— Малое и среднее предпринимательство всегда будет требовать от государства особого внимания. Здесь всегда важно помнить, что предпринимательская инициатива граждан — это основа для появления перспективных отечественных компаний, которые со временем превращаются в компании МСП+. Кроме того, важно сформировать понятный путь для предпринимателей в реально устойчивый крупный бизнес, обозначив им чёткие цели, достижение которых будет открывать доступ ко всё более новым и интересным возможностям для роста. Вторая миссия в развитии МСП — использование ресурсов локальных сообществ с точки зрения как рабочей силы, так и кооперационной сети поставщиков. И государство должно стимулировать развитие предпринимательства такого типа.
Одна из проблем: отсутствие мотивации к масштабированию малого бизнеса — ему выгодно оставаться получателем поддержки и пользователем льготных налоговых режимов. Как решать эту проблему?
— Это действительно одна из наиболее острых проблем мотивации. Существует большое количество предложений о поднятии планки для отнесения компаний к сектору МСП — с текущих 2 млрд рублей до 4,6 млрд и даже 10 млрд. Это можно сделать, но это не решит системную проблему с мотивацией, предприниматель быстро дойдёт до нового рубежа и, как и сейчас, будет размышлять, стоит ли двигаться дальше. При этом государство получит выпадающие доходы от налоговых поступлений без гарантии их возвращения за счёт массового роста.
Плюс, по нашим исследованиям, налоговая нагрузка не является первым фактором, сдерживающим рост предпринимательской активности.
Помните, как говорил Архимед: "Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир". Так и государство должно предоставить ту самую точку опоры, при помощи которой предприниматели смогут перевернуть наш мир в лучшую сторону.
В каких отраслях развитие малого бизнеса видится вам наиболее перспективным? Чем бы вы посоветовали заниматься людям, которые задумываются об открытии собственного дела?
— Мы живём в очень интересное время, когда количество и направления для предпринимательской инициативы настолько разнообразны, что однозначно дать рекомендацию крайне сложно. Возможности для развития есть фактически во всех сферах экономики: от традиционных отраслей и "экономики простых вещей" до высокотехнологичных отраслей и креативных индустрий.
Прежде всего нужно заниматься любимым делом, ведь предприниматель — это лидер, основная задача которого повести людей за собой для реализации своего видения, а клиенты всё чаще выбирают товары и услуги не из–за их физических свойств, а потому что разделяют взгляды предпринимателя и его компании.
“
Я вижу две проблемы. Во–первых, нет стратегического плана развития Петербурга в этой сфере: какой городу и в чём нужен малый и средний бизнес. А это важно предпринимателю для принятия решения, запускать то или иное своё дело или нет. Во–вторых, отсутствуют "дешёвые кредиты" под проект, или, по–другому, отсутствует проектное финансирование. Ведь у малого и среднего бизнеса, как правило, нет активов для залога, а оборотные деньги для запуска и расширения бизнеса нужны. С остальным бизнес справится сам.
Валерий Платонов
Генеральный Директор Ооо "Бизнес Объединение Кубит"
“
Сегодня наибольшие сложности у петербургского малого и среднего бизнеса прежде всего наблюдаются в части получения доступа к финансовым ресурсам и преодоления административных барьеров, что проявляется в необходимости получения многочисленных разрешений и лицензий, а также в возникновении целого ряда нюансов при получении кредитов и инвестиций. Найти решения для улучшения ситуации прежде всего могут государственные органы и институты поддержки малого и среднего предпринимательства. Необходимо продолжать работу над упрощением административных процедур, созданием условий для развития инфраструктуры поддержки бизнеса, а также снизить налоговую нагрузку и обеспечить доступ к кредитам на выгодных условиях. Отдельно хотелось бы акцентировать внимание на важности работы в этом направлении общественных организаций и объединений предпринимателей. Именно их активное участие в обсуждении и формировании государственной политики в области поддержки малого и среднего бизнеса, помощь в решении конкретных проблем и продвижение интересов предпринимателей на всех уровнях власти должно дать положительную динамику в решении обозначенных сложностей. Также необходимо активнее привлекать к совместной деятельности крупные компании и корпорации, которые имеют опыт работы с малыми и средними предприятиями и могут помочь им в развитии и продвижении на рынке. В целом текущая ситуация как нельзя лучше показывает, что только комплексный подход и активное участие всех заинтересованных сторон — государства, общественных организаций, крупного бизнеса и самих предпринимателей — дадут положительный результат. Только так можно создать благоприятную среду для развития малого и среднего бизнеса и обеспечить его успешное функционирование в долгосрочной перспективе.
Иван Корнеев
Основатель Korneev Group
“
Сегодня три главные проблемы не позволяют эффективно развиваться МСБ. Траты из федерального бюджета и Фонда национального благосостояния по обеспечению СВО привели к появлению на рынке необеспеченных товаром денег, которые в свою очередь приводят к активному росту инфляции и необходимости введения ЦБ запретительной ключевой ставки в 16% годовых. При такой стоимости денег невозможно развивать реальный, производственный сектор экономики и крайне трудно развивать все другие направления деятельности МСБ. Очередная демографическая яма, возникшая по причине огромных людских потерь во Второй мировой войне (27 млн), выполнение мужчинами воинского долга по защите Отечества, иммиграция части мужского населения, отток мигрантов из среднеазиатских республик по причине девальвации рубля привели к практически полному отсутствию свободной рабочей силы в нашем городе. Развивать что–либо при безработице в 2% и, как следствие, при отсутствии рабочих кадров почти невозможно. Введение западными и заокеанскими "партнёрами" незаконных санкций против нашей экономики привело к увеличению затрат на логистику до 2 раз, затруднению и существенному повышению стоимости платежей за импортируемую и экспортируемую продукцию, девальвации рубля и увеличению рублёвой стоимости всех видов ввозимых в страну товаров. Это привело к повышению стоимости отечественных товаров, снижению их конкурентных преимуществ и росту инфляции. Выполнение в кратчайшие сроки поставленных президентом задач по СВО позволит последовательно решить большинство из перечисленных проблем, мешающих эффективному развитию МСБ нашего города.

Сергей Фёдоров
председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей
“
На сегодняшний день моё предприятие сталкивается с трудностями работы по 44–ФЗ, так как выбор поставщика по одному критерию — наименьшей цене за товар или за услугу — является проблемой как для исполнителя, так и для заказчика. Так как допускает к участию в конкурсе любые компании без опыта или квалификации, без материально–технической базы, без сотрудников, даже без элементарной проверки на задолженность по налогам и сборам. Вторая проблема заключается в неисполнении своих обязанностей чиновниками, особенно теми, которые не имеют проверяющих и контролирующих вышестоящих организаций. К сожалению, столкнувшись с проблемой бюрократического толка или с формальным решением, предприятие не имеет возможности решить её процессуально и досудебно. Множество органов власти и чиновников, зная, что их решения не повлекут за собой проверок, пользуются этим. Предложение — ввести рейтинг госчиновников, статистику провальных незаконных решений, повлекших потери компаний, а то и их разорение. Хочу добавить и ещё один очень важный пункт: скорость ответа и регламент ответов на обращения. Порой после 30 дней компания уже не сможет решить свою проблему, так как время безвозвратно упущено. В результате бизнес может потерять всё.
Дарья Шаченок
Генеральный Директор "Авто Менеджмент"
“
Традиционно в дилемме "важное vs срочное" русский человек выбирает срочное. Также и в оценочных характеристиках: как острая зачастую воспринимается наиболее больная, актуальная на данный момент тема, а не та, которая оказывает наибольшее влияние в долгосрочной перспективе. Поэтому, вопреки этой традиции, в первую очередь скажу, что городу не хватает понимания, что он собой представляет в социально–экономическом смысле, для чего и как он может и должен развиваться. Другими словами, городу не хватает полноценной стратегии. По–прежнему действует та, что сроком до 2035 года была принята, как сейчас модно говорить, в "позапрошлой жизни" — в 2018 году. Этот документ по сути инерционно продолжает предыдущие стратегические планы, выступает "за всё хорошее против всего плохого" и попутно легализует те сферы общественной и экономической жизни, где развитие произошло само по себе, как это традиционно у нас и бывает — не благодаря, а вопреки. То, что администрация не то что не планировала — долгое время не замечала, в результате было торжественно отмечено и включено в отчёты. Так когда–то случилось с IT–отраслью, со всей неинфраструктурной частью hospitality–сферы, так в последней стратегии появились общественные пространства. Но очевидно, что после 2020–го, а уж тем более 2022 года изменение как внешних, так и внутренних факторов заставляет жить по–новому любой, даже самый микробизнес, не то что многомиллионный живой организм — современный город. Нет уже "окна в Европу" и "порта всех морей": транспортный потенциал Петербурга однозначно изменился и требует трансформации подходов к целям и задачам его развития. То же самое с международным туризмом — внутренние путешествия при закрытых границах позволили городу в 2022 году почти вернуться в 2019 год по количеству принимаемых туристов, но это, очевидно, иная целевая группа, каналы продвижения и управление рисками. Про "ИТ–столицу России" говорить уже не приходится, а что надо делать для сохранения интеллектуального и инновационного потенциала кроме размещения военных заказов — кто–то это анализирует? А "русский Детройт"? Аналогия оказалась более чем жизненной, все сложности заокеанского прототипа в эпоху постиндустриальной экономики, похоже, достанутся и его северному названому брату после ухода с рынка международных производителей. Этот список можно продолжать. Малый и средний бизнес отличается тем, что его основной запрос к власти — "как бы не тронули", не то чтобы помогли. Поэтому предприниматель всегда найдёт, куда двигаться в рамках своей территориальной сферы или выйдя за рамки региона или даже страны. Историческая и культурная среда, интеллектуальная и эстетическая атмосфера тянут в наш город всё новые человеческие ресурсы, способствуя появлению новых проектов и отраслей. Но если мы хотим, чтобы развитие вопреки было исключением, а не правилом, надо добиваться от системы управления городом реакции на обратную связь и приложения усилий туда, где без них никак. Каждый предприниматель должен ответить себе на вопрос, чего он хочет добиться и как в этом ему могут и должны помочь городские и местные власти. Идеально будет консолидировать и систематизировать эти потребности на уровне бизнес–объединений и деловых СМИ и продвигать их так, чтобы их не могли не услышать.
Виктор Миронов
Управляющий Директор Ооо "Кг Тим"
“
В моей деятельности мне приходится часто сталкиваться с такими проблемами, как отсутствие реального проектного финансирования, высокая стоимость кредитных ресурсов и непрозрачная схема решения административных вопросов. Государство должно дать банкам команду активно работать с проектным финансированием, а не вкладываться исключительно в корпорации, приближенные к тем или иным кредитно–финансовым учреждениям. Также вопросы возникают к ЦБ РФ (в связи с высокой ключевой ставкой) и к тем государственным структурам, которые избирательно подходят к выдаче различных согласований. И одним почему–то их выдают, а другим — нет.
Дмитрий Левитский
Генеральный Директор "Движемнедвижимое.Рф"