Производства стеклянных изделий проигрывают конкуренцию китайской продукции

Автор фото: ТАСС
Работа стеклодува требует как художественного вкуса, так и хороших технических знаний, а также отличного здоровья.

Производители изделий из стекла помимо традиционных ёлочных игрушек или статуэток — символов Нового года осваивают новые ниши. Они пытаются сформировать культуру индивидуальных элементов интерьера.

Значительная часть фигурок из стекла, которые можно увидеть на полках сувенирных лавок, — это классический импорт из Китая. Российские производители не могут конкурировать по ценообразованию: стандартные представители фауны, например жаба или заяц, привезённые с Востока, без торговой наценки на маркетплейсах будут стоить около 100 рублей. Отечественное изделие — в 3–5 раз дороже. Переход в b2b–сектор для стеклодувов тоже затруднён: заказчики давно стараются экономить на сувенирной корпоративной продукции, стекло для них не в приоритете. Основной источник дохода для мастерских — изготовление элементов декора и интерьера по индивидуальным заказам.

Редкая профессия

Стекольное производство — трудоёмкий и затратный процесс. Необходимы особые печи, материалы, профессиональные художники–дизайнеры, квалифицированный рабочий персонал. Готовые изделия требуют особых условий хранения, транспортировки и реализации. Есть и разница в терминологии. Стеклодув, например, — это специалист, который выдувает изделие из трубки. Выдувальщик — профессионал, который сам варит стекло из кварцевого песка и других ингредиентов и уже затем "дует" художественное изделие.
На порталах по поиску работы уровень зарплаты мастера–выдувальщика (на профессиональном сленге эту специальность ещё называют гутный мастер) находится в диапазоне 60–120 тыс. рублей. Обработчик — шлифовщик стеклянных изделий, для сравнения, может рассчитывать на 55–75 тыс. рублей. На сегодня на весь Северо–Западный регион открыта лишь одна вакансия выдувальщика.
Получить диплом стеклодува в РФ сегодня можно всего лишь в двух колледжах: в городе Никольске Пензенской области и в Гусь–Хрустальном во Владимирской. После 2 лет и 10 месяцев обучения специалисту трудоустроиться с достойным уровнем оплаты труда сложно: в профессии важны не корочки, а опыт работы.
Основные массовые производства в РФ сейчас специализируются на изготовлении ёлочных игрушек либо наносят декор на готовые столовые изделия — кружки или тарелки. Освоить специальность можно и на этих производствах. По разным оценкам, в стране сейчас осталось всего 100–200 профессиональных стеклодувов, которые могут выучить преемников. Сама профессия вредная — из–за шума вытяжек, перепадов температур от работающих печей, нужны здоровые лёгкие. Мастер по изготовлению ёлочных игрушек, например, за смену должен "выдуть" до 250 шаров. С другой стороны, часть мастеров впоследствии могут создать собственные производства и уникальные коллекции.

Непростое украшение

По данным сервиса "Контур.Фокус", в Петербурге по основному коду деятельности ОКВЭД 23.19.9 (производство прочих изделий из стекла, не включённых в другие группировки), к которому в том числе относятся и художественные мастерские, действуют 34 юридических лица, треть из которых зарегистрированы в статусе индивидуальных предпринимателей. Совокупная выручка всех занятых в процессе по итогам 2023 года составила 873 млн рублей, чистая прибыль — 20,1 млн. Впрочем, среди них есть и производства зеркал, стёкол для душевых кабин, различных питьевых и топливных ёмкостей, изделий для химической промышленности.
Непосредственно изготовителей художественных изделий из стекла в городе единицы. Существует несколько "горелочных изготовителей" (использующих горелку), но их обычно считают "кустарными изготовителями".
Фактически на рынке города работают всего два–три классических производителя, каждый из которых специализируется на отдельном направлении стеклянных изделий. ООО "Хэндл маркет", например, работает по линии дизайнерского света, ООО "Русвуздизайн" — для интерьера.
В большинстве случаев из стекла делают то, что можно подарить: вазы, карандашницы, мыльницы, плафоны для освещения, посуду, в отдельных направлениях даже скульптуры. При ручном изготовлении повторить изделие невозможно, оно становится единственным экземпляром — именно этим и ценятся предметы из стекла в интерьере. Отсюда же высокая стоимость: ваза из цветного стекла может обойтись в 50 тыс. рублей, букет цветов — до 32 тыс., композиция из овощей или фруктов — до 25 тыс. Интерьерные фигурки животных в зависимости от сложности мелких деталей, размера и цветовой палитры стоят в пределах 10 тыс. В ценообразовании 40–60% занимает сам процесс изготовления (от оплаты работы дизайнера и приобретения расходных материалов до счетов за газ для печи). Ещё по 10% уходит на аренду торговых помещений, доставку и зарплату продавца. На маркетплейсах индивидуальные композиции не представлены: из–за хрупкости товара. Поэтому искать их приходится в специализированных магазинах.
У производителей не получается выйти на рынок сувениров для туристов: Петербург готов предложить уникальные изделия с видами города, но не может составить конкуренцию китайским магнитам или изделиям из фарфора. Уникальные стеклянные сувениры попросту несопоставимы по цене.

Игрушки на витрине

Отдельное направление бизнеса — создание выставочных пространств и проведение экскурсий. При Музее художественного стекла, открытого в ЦПКиО им. С. М. Кирова, есть своя стеклодувная мастерская. Посещение шоу стеклодува обойдётся в 1150 рублей, а мастер–класса — от 350. ООО "Русвуздизайн" в помещениях Петербургской государственной художественно–промышленной академии имени А. Л. Штиглица также проводит экскурсии, но уже на производство (при групповом посещении стоимость билета — 700 рублей).
Музей ёлочных игрушек в Петербурге работает только в зимний период. Он не предлагает знакомства с производством, только мастер–классы, связанные с нанесением декора на готовые изделия.
Увидеть же полную технологическую цепочку производства новогодних украшений можно исключительно на фабриках. Ближайшая от Петербурга находится в селе Крестцы Новгородской области. В конце минувшего года местный ФНС инициировал банкротство предприятия из–за долга по обязательным платежам на 700 тыс. рублей. Исковое заявление было возвращено, так как у ООО "В Рожество" отсутствует имущество, необходимое для покрытия расходов на банкротный процесс. Общество в последний раз публиковало бухгалтерскую отчётность по итогам 2021 года, за тот период выручка составила 7,7 млн рублей. По тому же адресу действовало ООО "В Рождество" (в 2018 году отразило выручку 5,9 млн рублей), которое в 2021 году было исключено из ЕГРЮЛ за недостоверные сведения.
Наиболее известные в стране фабрики ёлочных игрушек — это ООО "Иней" в Павло–Посадском районе Московской области (выручка за 2023 год превысила 40,8 млн рублей) и ООО "Фабрика "Ариель" в Нижнем Новгороде (236 млн).