Объём рынка телеком–услуг в России впервые превысит 2 трлн рублей

Автор фото: Агентство "Москва"

По итогам 2023 года объём рынка телекоммуникационных услуг в России должен впервые превысить 2 трлн рублей. Это обусловлено повышением тарифов и расширением спектра сервисов.

Последние годы телеком–рынок стабильно рос на 2–3% в год. По итогам 2022 года его объём составил 1,9 трлн рублей. Аналитики ожидают, что по итогам 2023–го он впервые превысит 2 трлн. По словам генерального директора агентства Telecom Daily Дениса Кускова, основными драйверами роста сейчас являются мобильный интернет, который входит в документальную электросвязь, подвижная связь (голосовая), а также присоединение и пропуск трафика.
Формируются новые направления, которые обеспечат рост отрасли в будущем. В частности, выделяется рынок интернета вещей — как для промышленности, так и для физических лиц. По итогам 2023 года объём рынка промышленного интернета вещей составил 114 млрд рублей — это на 8% больше, чем в 2022 году. К 2026 году он вырастет до 189 млрд рублей, прогнозируют аналитики Telecom Daily.
Рынок Consumer IoT оценивают в $5 млн — рост в 21% по сравнению с 2022 годом. Большое значение здесь имеют онлайн–кинотеатры, многие из которых являются частью экосистем. По подсчётам аналитиков Telecom Daily, количество пользователей подобных сервисов в России составляет 45 млн человек.
Также довольно уверенно растёт сегмент мобильной голосовой связи и интернета. У российских операторов есть запас прочности, благодаря которому в России сохраняется высокая скорость мобильного интернета. Самая высокая скорость наблюдается в Москве — 63,2 мбит / сек. Петербург значительно отстаёт — 47 мбит / сек.
"Сейчас телекоммуникационный рынок зрелый и стабильный и растёт примерно на 5% ежегодно. Это происходит из–за двух основных факторов. Во–первых, государство активно инвестирует в новые инфраструктурные продукты, где необходима телекоммуникационная составляющая. Во–вторых, многие западные компании и вендоры ушли, что заставляет российский бизнес модернизировать свою телекоммуникационную инфраструктуру", — говорит генеральный директор "ОБИТ" Андрей Гук.
Рынку широкополосного доступа в интернет (ШПД) при этом расти уже некуда, там высока ротация абонентов. По мнению Гука, операторам ШПД нужно искать новые ниши.
С ним согласен гендиректор оператора связи "Комфортел" Дмитрий Петров. "Телеком–рынок растёт сейчас в основном за счёт повышения тарифов, а также появления новых услуг. Старые технологии и услуги, которыми пользовалось старшее поколение, постепенно уходят, и на их место приходят современные технологии. Они открывают новые возможности и простор для игроков", — говорит он.
Андрей Гук добавляет, что 2023 год оказался годом уверенной перестройки и адаптации к новым экономическим реалиям. "Заметен тренд на обеспечение “единого окна входа”, то есть предоставление дополнительных услуг за рамками классической связи, что расширяет потенциал развития телеком–компаний в новом году", — отмечает эксперт.