Доля продаж валютной выручки экспортёрами за ноябрь способна дойти до 100%. Об этом заявила глава Центрального банка Эльвира Набиуллина.
Для сравнения, за октябрь этого года экспортёрами был продан 91% валютной выручки, за март — 98%, в то время как за октябрь 2022-го — 107%, говорится в обзоре ЦБ, посвящённом рискам финансовых рынков.
На сегодня регулятор фиксирует, что продажи валюты экспортёрами увеличиваются. Не исключено, что по результатам ноября чистые продажи валюты экспортёрами приблизятся к 100% выручки.
На рост продаж повлияло подорожание нефти в предыдущие месяцы, а также разовые факторы, связанные с конвертацией валюты для выплаты дивидендов. Наконец, есть экспортёры, которые по причине дорогих рублёвых кредитов стали кредитоваться в валюте, а валюту для оплаты рублёвых расходов продавать.
Определённый эффект оказал указ об обязательной продаже валютной выручки. Набиуллина полагает, что это решение должно быть временным, так как сейчас компании учатся обходить ограничения.
"Плюс к этому такие ограничения затрудняют международные расчеты и прежде всего по оплате импорта, необходимого импорта оборудования и так далее", — сказала председатель Центробанка в беседе с РБК.
Под указ о продаже валютной выручки попадают компании из топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической промышленности, лесного и зернового хозяйства. Общий список состоит из 43 групп компаний, которые обязаны продавать валютную выручку.
В конце ноября правительство поддержало идею штрафовать экспортёров за непродажу валюты. Идея поддержана в целом, хотя есть некоторые замечания. Так, рекомендовано прописать максимальную сумму размера штрафа.
Сейчас для должностных лиц она предложена на уровне 40–50 тыс. рублей, а для юлриц в размере трёх четвертей до одного размера суммы валютной выручки, которая не была продана в установленном порядке.