Традиционно в преддверии Нового года различные организации — и прежде всего ретейлеры — проводят исследования, чтобы выяснить, какие подарки в текущий момент на пике спроса. Выводы 2023-го: россияне готовы тратиться больше и ждут по-настоящему позитивных эмоций от предстоящих торжеств. А "правильный" подарок, как известно, — уже 50% успеха для удавшегося праздника.
Во-первых, дарить подарки в честь наступления 2024 года планируют 82%, а это уже на 6 п. п. больше, чем в прошлом году, выяснил сервис SuperJob. По подсчётам его аналитиков, в среднем траты на презенты тоже выросли на 14%, до 14,3 тыс. рублей. Петербуржцы будут и того щедрее — в Северной столице запланированные на подарки суммы варьируются в районе 16 тыс. рублей. Но самый интересный вывод исследования — 17% россиян решили сделать подарок самим себе, а не только родственникам и коллегам. По данным "Яндекс.Маркета", таковых гораздо больше — 44%, и потратят они на презент для себя порядка 12,7 тыс. рублей.
Это, кстати, встраивается в общую гипотезу экспертов, что люди хотят получить от праздников больше положительных впечатлений. И для многих подарок самим себе является некием вознаграждением за успешно проведённый год, реализованные задачи и т. д. Кроме того, аналитики делают вывод, что в целом картина с "предновогодней суетой" демонстрирует потребительский оптимизм, что уже является хорошим признаком для экономики страны, отмечается в исследовании МФК "Займер".
Стабильные тренды
Что касается наиболее популярных категорий товаров у "дарителей" — данные несколько расходятся, но в общие списки попадают товары для дома, электроника, бытовая техника, косметика, одежда. Особняком стоит ответ "деньги", также некоторые предпочитают заменять их подарочными сертификатами или картами в конкретный магазин.
"Это вариант для тех, кто уверен, что человек хочет получить, но сомневается в желаемых конкретных характеристиках: модель, цвет, габариты и так далее", — говорят в REDMOND. В пресс-службе компании сообщили, что 2023-й не является исключением — и в канун Нового года продажи подарочных сертификатов, как обычно, вырастают на 200-300% по сравнению с остальными месяцами. Схожие пики продаж наблюдаются также в преддверии 23 Февраля и 8 Марта.
В компании подтвердили, что интерес к бытовой технике в качестве подарка стабильно растёт в последние 5 лет. Эта категория не покидает топ подарков по объёмам продаж. Вот и на предстоящий Новый год 72% опрошенных Hi-Tech Mail.Ru россиян хотели бы получить в качестве презента технику. В топ-3 самых желанных гаджетов попали смартфоны, ноутбуки и бытовая техника.
Именно поэтому накануне праздников многие ретейлеры публикуют различные подборки актуальных моделей, интересных новинок и самых популярных гаджетов. В REDMOND пошли по другому пути — сделали специальные страницы на сайте, где регулярно обновляется информация по категориям, интересным разной аудитории. Это удобнее для покупателя, считают в компании, поскольку в "предложенном" отображаются только те товары, которые есть в наличии, что особенно актуально для импульсивных или "срочных" покупок.
В этом смысле интересен факт, что приобретение бытовой техники было актуальным для россиян и в первую неделю 2023-го года. По данным "СберМегаМаркет", активнее всего помимо кофе и смартфонов в тот период потребители покупали телевизоры и роботы-пылесосы. Интерес к магазинам, предлагающим бытовую технику, в период новогодних каникул подтвердили и в компании REDMOND. Здесь отметили, что в это время как раз многие используют презентованные подарочные карты и сертификаты, чтобы не откладывать получение "физического" презента и связанные с этим позитивные эмоции в долгий ящик.
Подготовились заранее
Впрочем, в этом году большая часть россиян предпочла подготовиться к новогодним торжествам заблаговременно, говорят аналитики. Многие приобрели подарки, используя возможность сэкономить благодаря различным осенним акциям и спецпредложениям. Так, по данным маркетплейсов, в период распродаж, приуроченных к "чёрной пятнице", пользователи активно приобретали праздничные атрибуты. Ну а в топ самых популярных категорий вновь вошли товары для дома, электроника и бытовая техника.
Кроме того, многие заранее приобрели презенты для своих коллег по работе. В этом году таковых Mediacom.Expert совместно с "Анкетологом" насчитали 79%. Здесь свою роль играют как личное решение, так и популярность корпоративной игры "Тайный Санта". Наиболее распространены подарки стоимостью от 300 до 500 рублей и от 500 до 1000 рублей.
Конечно, компании также заранее подготовили подарки для своих сотрудников, клиентов и партнёров. Здесь тоже есть свои тренды. "Последние годы корпоративные подарки становятся более личными, что ли. Много производим одежды, причём все больше такой, которую хотелось бы носить в повседневной жизни. Тут и модные тренды нам в помощь. Свободный спортивный стиль, много трикотажа. Понятно, что, как и прежде, никуда не уходит спрос на традиционные изделия, ручки, блокноты. И это несмотря на всеобщую "диджитализацию", — говорит Алексей Вязовцев, член Совета АКАР, директор по развитию ООО "Альтер Эго Промоушн".
Эксперт также отметил, что особой популярностью пользуются предметы, которые "живут с потребителем", окружают его и дома, и на работе: термокружки, спортивные бутылки и пр. "Ну и конечно, всевозможные гаджеты, куда же в современном мире без них. При этом одно из основных качеств, на мой взгляд, которыми должен обладать подарок, — это его полезность", — уверен собеседник "ДП".
Важно и то, как будет преподнесён презент. "Впечатления от подарка начинаются с момента вручения, поэтому упаковка подарка играет важную роль. Дизайн и та креативная идея, которая была заложена в создание подарка, очень важны. Часто именно яркая идея, реализованная в дизайне продукции, вызывает эмоциональный отклик. Поэтому необходимо уделить время и бюджет на создание креативной идеи, которая будет отражать близкие ценности и смыслы целевой аудитории", — поясняет генеральный директор ООО "Сувенир Медиа" Светлана Салина.
Если говорить про более личные подарки коллегам, то здесь многие ориентируются на интересы и предпочтения человека, говорят в компании REDMOND. Это редко бывают товары в категории стоимостью выше 2 тыс. рублей, однако список вариантов достаточно обширен: и кофемолки, и мультистайлеры, и френч-прессы, и многое другое. Растёт и интерес к умной технике в качестве подарка — не для конкретного коллеги, а от руководителя для сотрудников своего отдела в офисе, например, отмечают в компании. "Здесь, скорее, можно отметить тренд на желание улучшить качество жизни в целом, высвободить личное время и ресурсы для более интересных дел за счёт использования умных гаджетов", — отметили в пресс-службе международного производителя бытовой техники.
В целом практичные вещи становятся популярнее как у тех, ко принимает подарки, так и у тех, кто их дарит, говорят опросы. Дело не в снижении "романтической составляющей" праздника. Скорее, так лучше ощущается забота о человеке, поясняют психологи. Тем более украсить поздравление всегда сможет приятное дополнение-сюрприз в виде милого сувенира, сладостей, игрушек, цветов или даже еловой ветки.
Такая рациональность хороша и тем, что вряд ли действительно нужный и ожидаемый подарок через пару дней окажется на c2c-платформах в объявлении о продаже с пометкой "подарили на Новый год". А таковых, пишет Hi-Tech Mail.Ru, в начале 2023 года было порядка 50 тыс. В SuperJob посчитали, что недовольных своими подарками среди респондентов набралось 15%, что, кстати, на 4% меньше, чем в 2022 году. Это, видимо, говорит о том, что тренды в подготовке к большим праздникам движутся в правильном направлении.
И здесь совет прост: по линии как личных, так и бизнес-презентов важен не только сам подарок, но и вложенный в него смысл, говорят эксперты.