Южный вариант: открытие аэропорта Краснодара поддержит турбизнес

До конца года может возобновить работу крупнейший на юге России аэропорт Пашковский в Краснодаре, прекративший обслуживание рейсов гражданской авиации 24 февраля прошлого года наряду ещё с десятью авиаузлами в соседних регионах.

В правительстве Краснодарского края сообщают, что 15 декабря из аэропорта планируется тестовый рейс, по итогам которого будет приниматься решение о возможности возобновления деятельности авиаузла. Полёт готовится выполнить базирующаяся в Ростове–на–Дону авиакомпания "Азимут", парк которой состоит из 20 самолётов SuperJet 100. Рейс будет технический, билеты на него не продают.
Как рассказал "ДП" вице–президент АТОР по внутреннему туризму директор компании "Дельфин" Сергей Ромашкин, до закрытия аэропорта в Краснодаре жители Петербурга составляли порядка 15% непосредственно от туристского потока в регион (без учёта тех, кто ехал домой). Краснодар занимал третье место по прибытиям в регион, лидерами были Анапа и Геленджик. В основном туда ездили жители Москвы и Московской области, но и для города на Неве это было одно из приоритетных направлений.
"Ещё один бенефициар открытия аэропорта — Крым, куда добраться сейчас затруднительно. Хотя низшая точка спроса в этом направлении пройдена: декабрь в 2023 году оказался лучше, чем в 2022–м. Из аэропорта Пашковский дорога может составить около 5 часов. Сейчас Геленджик, Анапа и Крым в сумме принимают около 10–11 млн туристов на всех. Мы ожидаем, что после возобновления авиасообщения туда можно будет привезти ещё 1,5–2 млн туристов, в том числе 300–400 тыс. петербуржцев", — отмечает Ромашкин.
Прошедшим летом большинство туристов добирались до черноморских курортов преимущественно на поезде или на собственном автомобиле, а также (в Анапу и Геленджик) трансфером от сочинского аэропорта.
С открытием Пашковского отдыхающие будут тратить значительно меньше времени на дорогу. От Сочи до Анапы приходилось ехать по серпантину, проводя в дороге до 8 часов, добраться до Анапы из Краснодара можно будет всего за 2,5–3 часа.

Какие авиакомпании полетят

Крупные отечественные перевозчики почти сразу объявили о готовности возобновить полёты в Краснодар. Намерения подтвердили в "Аэрофлоте", "Победе", "России". Представитель S7 Airlines рассказал "ДП", что компания рассмотрит вопрос полётов в Краснодар в случае открытия аэропорта.
Не исключает возобновления полётов и Smartavia. "Однако время начала операционной деятельности будет зависеть от целого ряда условий, которые на текущий момент нам неизвестны: время работы аэропорта, обслуживание наших регулярных рейсов, включая возможные ограничения по количеству рейсов, особенности воздушной трассы и так далее", — поясняют в пресс–службе перевозчика.
Никаких официальных распоряжений федеральных органов по данному вопросу до сих пор нет. Решение о начале полётов в Краснодар будет принимать Росавиация. В данном случае не обойдётся без согласования с министерством обороны. Газета "Известия" 13 декабря со ссылкой на источники сообщила, что возражений относительно возобновления полётов в Краснодар нет ни у Росавиации, ни у Минобороны. Стартовать регулярные полёты, по информации издания, могут уже 25 декабря.

Безопасна ли дорога

Главным критерием разрешения полётов в закрытые сейчас аэропорты является обеспечение безопасности пассажиров, отметил президент Владимир Путин в ходе прямой линии, состоявшейся 14 декабря.
"Это касается и аэропорта Краснодара, хотя он далеко от зоны боевых действий. Такое поручение министерство обороны имеет — постоянно анализировать и в конечном итоге принять решение. Если они сейчас к этому подходят, они мне доложат, и будем действовать", — пояснил глава государства.
В сфере безопасности полётов, считают опрошенные "ДП" аналитики, риски открытия аэропорта Краснодара для пассажирских воздушных судов минимальны. За минувшие 1,5 года с момента обострения международной обстановки прямых атак на гражданскую авиацию не фиксировалось, замечает исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
"С этой точки зрения Пашковский ничем не отличается от других российских аэропортов. Все меры, связанные с обеспечением безопасности, приняты и принимались до его закрытия на установленном нормативными документами уровне. Если существует хотя бы минимальная угроза воздействия со стороны зенитно–ракетных комплектов на гражданские самолёты, которые направятся в Краснодар, то выполнять такие рейсы, естественно, не разрешат", — говорит Олег Пантелеев.
Вопрос обеспечения безопасности полётов через краснодарский аэропорт, несомненно, прорабатывается вместе с военным ведомством, подтверждает эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Фёдор Борисов.
"Открытие аэропорта, если оно состоится, окажется своевременным. Краснодар находится дальше от линии боевых действий, чем Ростов–на–Дону или Симферополь, и при этом является центром большой агломерации. Городской аэропорт также сможет взять на себя часть пассажиропотока ростовского узла", — полагает специалист.

Бюджет не бесконечный

Следует также учитывать и экономический фактор. Простой инфраструктуры приносит операторам аэропортов убытки, а объёмы федеральной поддержки только сокращаются. В 2022 году правительство РФ на частичную компенсацию расходов выделило операторам суммарно 7,5 млрд рублей из Фонда национального благосостояния. В этом году объём субсидий сократился на треть: в мае 2023–го Кабмин распорядился выделить 2,5 млрд рублей, в сентябре — ещё 2,6 млрд.
Как отмечает Олег Пантелеев, в данном разрезе возобновление полётов выгодно всем. И пассажирам за счёт возвращения транспортной доступности региона, и бюджету за счёт возобновления налоговых отчислений от операторов воздушных гаваней.
Туроператоры ждут возобновления авиасообщения. Открытие аэропорта в Краснодаре позволит существенно разгрузить аэропорт Сочи, который стал транспортным хабом за время закрытия южных воздушных гаваней. При этом ранее, как отмечают участники рынка, значение аэропорта в Краснодаре было не столь велико для туризма, как, например, более удобные варианты в самих курортных городах. "Ранее мы не предлагали туры в Краснодарский край на базе перелёта в Краснодар, но если ценовая политика перевозчиков окажется конкурентной, то пользоваться спросом они будут. Особенно если отель проживания находится не в самом Сочи, а в остальных курортных зонах, куда туристы сейчас добираются на дополнительном транспорте", — считают в Anex.
В компаниях допускают возможность изменения цен на отдых благодаря спецпредложениям на перелёт (за счёт большего количества рейсов). Тем не менее маловероятно, что туры в регион сильно подешевеют. Ранее в пресс–службе Российского союза туриндустрии прогнозировали, что если открытие аэропорта произойдёт до Нового года, то цены могут снизиться уже в 2024 году.
В пресс–службе национального туроператора "Алеан" рассказали, что раннее бронирование курортов идёт активно: к началу декабря забронировано в 2 раза больше летних туров в Геленджик, чем к аналогичным датам прошлого года, по Анапе — четырёхкратный прирост в целом по стране. "Что касается ближайшей перспективы, маловероятно, что возобновление работы аэропорта значительно повлияет на новогодние продажи. В Анапе отели среднего ценового сегмента загружены на праздники на 70%, высокого ценового сегмента — на 50–60%. В Геленджике крупные популярные объекты размещения заняты на 95%. В новогодние каникулы доступны преимущественно частные отели, небольшие гостиницы", — говорят в компании.
С открытием аэропорта цены на отдых на черноморском побережье не снизятся, поскольку на это направление значительно вырастет спрос. Но выгоднее станет логистика. Увеличение числа рейсов поможет сбалансировать стоимость перелётов. В Анапе и Геленджике, Ростове аэропорты остаются закрытыми. Для туристов, которые планируют посещение этих курортов, возможное возобновление авиасообщения с Краснодаром — хорошая новость. Восстановление регулярных рейсов значительно увеличит транспортную доступность курорта, в том числе для жителей Петербурга. Российский союз туриндустрии на федеральном уровне лоббировал открытие этого аэропорта. Ключевым по–прежнему остаётся вопрос безопасности. Поскольку рядом находится аэропорт Сочи, в который был обеспечен безопасный воздушный коридор, логичной казалась возможность запуска рейсов и в Краснодар практически по тем же маршрутам. Открытие этого аэропорта много могло бы дать туроператорам. Например, в случае групповых броней из Краснодара удобнее организовать трансферы. Когда прямые перелёты во многие страны стали недоступны, люди начали строить маршруты в Европу через Москву и Стамбул, поэтому вряд ли туристов остановит то, что им придётся долго добираться на море, тем более вариантов не так много. Это подтверждает и спрос: в этом году о просадке по Краснодарскому краю говорить не приходится, регион продолжает бить рекорды. В первую очередь, конечно, это касается Сочи. Но и в Анапе качественные объекты размещения пользовались популярностью.
Екатерина Шадская
руководитель Северо–Западного отделения РСТ
Для туров в Адыгею, которые пользовались большой популярностью, логистически удобной точкой полёта был Краснодар. При условии закрытого аэропорта в Анапе краснодарская гавань станет дополнительным пунктом наряду с Сочи, который позволит добираться в регион. Важно возобновление авиасообщения и с точки зрения приёмов туристов в Петербурге. Сейчас из Краснодара единственный удобный способ добраться в Северную столицу — железная дорога. Сложности есть и с приёмом групп школьников из Краснодара в Петербурге, в этом плане возобновление перелётов станет подспорьем.
Мария Ушакова
генеральный директор туроператора "Арт–Тревел"
Для Петербурга южные направления важны с точки зрения развития туризма. Возможность сократить путь на юг позволит в большей степени удовлетворить спрос, а он довольно велик. На поезд в высокий сезон билеты часто труднодоступны. Для Краснодарского края открытие аэропорта может способствовать увеличению популярности делового туризма. Сейчас бизнес–мероприятия там проводятся, но петербургские предприниматели не могут их посещать, поскольку путь составляет более суток. До Крыма дорога останется неблизкой, тем не менее можно надеяться, что и это направление подрастёт.
Михаил Ушаков
президент Национальной ассоциации туристско–информационных центров