Возле Большеохтинского кладбища построят ритуальный комплекс за 1,5 млрд рублей

Автор фото: Андрей Кульгун / "ДП"

Президент Ассоциации предприятий похоронной отрасли Санкт–Петербурга и Северо–Западного региона Валерий Ларькин и его партнёры вложат 1,5 млрд рублей в центр ритуальных услуг в Красногвардейском районе.

Бизнес–центр для агентских компаний и поминальные залы начали работать в ноябре, до конца года планируется открыть два похоронных дома, в январе остальное. Первый в Петербурге частный ритуальный комплекс полного цикла разместился почти на 2 га около Большеохтинского кладбища. Основной инвестор миллиардер Валерий Ларькин предполагает окупить затраты через 73 года и прогнозирует, что объект возьмёт на себя не менее 10% городского рынка ритуальных услуг.

Два гектара ритуала

Новый центр ритуальных услуг разместился на участке площадью 1,9 га, расположенном между Партизанской улицей и Большеохтинским кладбищем (официальный адрес: Партизанская, 8). Почти вся недвижимость (земля и строения) принадлежит двум ООО — "Охта Л" и "Охтапром", по 40% каждого из которых у Валерия Ларькина и его сына Даниила, по 20% у Елены Степенковой. Исключение составляют 50 соток — они принадлежат городу и по условиям инвестиционного соглашения будут выкуплены после его исполнения. Там достраивается один из двух похоронных домов, расположенных на территории центра ритуальных услуг.
По словам Валерия Ларькина, суммарный объём инвестиций в проект составляет примерно 1,5 млрд рублей, но пока что освоено около 1 млрд. На данный момент уже работают бизнес–центр и предприятие по производству гробов и ритуальных аксессуаров. В трёхэтажном бизнес–центре площадью 4500 м2 располагаются кухня, столовая для сотрудников, поминальные залы, офисы самого миллиардера и ООО "Центр ритуальных услуг" — агентской компании, осуществляющей приём заказов на ритуальные услуги по принципу "одного окна", куда включены услуги по организации похорон, продажа ритуальных принадлежностей, проведение прощаний.
Агентская компания, по данным СПАРК, принадлежит Любови Мишкорудной, проведением поминальных трапез занимается ООО "Охта Холл" (по 50% у Елены Поздняковой и Веры Потёмкиной). Производством гробов и ритуальных принадлежностей занимается ООО "Леда–Пром" — доли компании в том же соотношении, что доли владельцев активов "Охты Л" и "Охтапрома", распределены между Валерием и Даниилом Ларькиными и Еленой Степенковой.
На территории центра ритуальных услуг собственная котельная, склад для ритуальных принадлежностей и оборудованное холодильником помещение для хранения и подготовки тел для прощаний — этим будет заниматься ООО "Р.И.П.", 51% долей которого у Ирины Непомнящей. Предполагается, что оба похоронных дома начнут работу до Нового года, а ритуальный комплекс целиком заработает в январе.
Валерий Ларькин
Автор: Лев Годованник

"Не рай для богатых…"

По словам Валерия Ларькина, новый центр ритуальных услуг будет обслуживать 600–700 умерших в месяц, что примерно соответствует 10% всего городского рынка ритуальных услуг. По данным комитета по промышленной политике, инновациям и торговле, в 2022 году в Петербурге погребены 61 341 человек — 41 938 кремированы, 19 403 захоронены на кладбищах. Вложенные в проект деньги, по расчётам экономистов, отобьются в течение 10–15 лет, если не считать здания бизнес–центра, срок окупаемости вложений в которое (примерно 0,5 млрд рублей) составляет 73 года.
"У меня нет задачи побыстрее заработать, это вообще не тот проект, который предполагает быстрые деньги. Я давно хотел создать ритуальный комплекс, который, в моём представлении, был бы полноценным и современным, образцово–показательным, если хотите. И меня не смущает мысль о том, что лично я не доживу до момента, когда все затраты окупятся и начнут приносить прибыль. Зато я уверен, что сам факт его появления заставит других участников городского ритуального бизнеса повысить уровень своего сервиса. От себя гарантирую, что услуги нового ритуального комплекса будут доступны абсолютно всем категориям населения — это “не рай для богатых...”" — сказал Валерий Ларькин.

Остальное сделает сарафанное радио…

Руководитель петербургского ритуального агентства "Гвоздика" Александр Лашер относится к перспективам такого проекта с сомнением.
"Мне кажется, это больше эмоциональное, чем экономически просчитанное решение. Валерию Ларькину нравится, чтобы бизнес был красивым, — это известно. Но я не понимаю, каким образом он добьётся стабильного потока клиентов на Партизанскую улицу, — все люди разные, у каждого свои представления о том, как и где следует провожать умерших родственников, да и рынок достаточно насыщен предложениями. Но тренд, безусловно, правильный: ритуальный комплекс полного цикла — это очень современно. И какой–то спрос, конечно, будет, но так, чтобы столь масштабный проект окупил себя в адекватные сроки, — ну очень сомнительно…"
На протяжении многих лет занимающийся в Петербурге ритуальным бизнесом предприниматель Борис Гладилин уверен: проект заработает.
"Такого в Петербурге нет, и это нужно, это востребовано. Думаю, проект заработает без всякой монополии в городских моргах, даже на условиях простой конкуренции — это вопрос времени. Люди будут ходить в красивые прощальные залы, будут видеть условия, в которых происходят прощания, и захотят проститься уже со своими близкими с таким же высоким качеством сервиса. На прощания приходят и по сто, и по двести человек — они видят, запоминают. А жизнь идёт, у них тоже кто–то умирает, и они захотят проститься с близкими в таких же условиях. Это понравится всем", — говорит бизнесмен.
Исполнительный директор Союза похоронных организаций и крематориев Елена Андреева полагает, что залог будущей популярности центра ритуальных услуг — сарафанное радио.
"Рынок услуг в Петербурге в последнее время трансформировался в сторону повышения качества сервиса, и рынок ритуальных услуг не исключение. Безусловно, все агенты рекламируют себя, и только рекламой центр на Партизанской вряд ли привлечёт много клиентов. Но потребитель чуток не только к форме, но и к содержанию. Новый ритуальный центр обладает преимуществами комплексного обслуживания — удобно получить все услуги в одном месте. Думаю, жители довольно быстро узнают о новом центре благодаря самому надёжному и достоверному способу распространения информации — сарафанному радио — и, конечно, будут выбирать Партизанскую вместо непонятных агентов, которые ловят их у дверей моргов. Но да, это вопрос не нескольких дней — руководителям нового ритуального комплекса предстоит на практике доказать, что центр будет обслуживать людей в соответствии с заявленными стандартами работы", — говорит эксперт.