Посещаемость ТЦ в Петербурге выросла на 10% с прошлого октября

Автор фото: Сергей Коньков / "Деловой Петербург"
Посетители одного из петербургских ТЦ, архивное фото.
С началом холодного сезона жители Петербурга стали чаще бывать в торговых центрах.
Согласно подсчётам Focus Technologies, опубликованным 29 октября, в период с 26 сентября по 23 октября показатель Mall Index (количество посетителей на 1 тыс. м2 торговых площадей) в Петербурге превысил прошлогодние значения на 10%. Аналогичная тенденция наблюдается в Москве, где посещаемость ТЦ за последний месяц увеличилась на 6%.
Прежде всего позитивная динамика прослеживается в крупноформатных объектах площадью свыше 40 тыс. м2: в Петербурге их трафик с прошлой осени вырос на 15%, в Москве —12%. Комментируя в беседе с "Ъ" результаты исследования, руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев подчеркнул, что число покупателей в торговых центрах увеличилось прежде всего из-за необходимости обновить гардероб на фоне похолодания.
Так, в Москве посещаемость магазинов категории fashion retail за последний месяц увеличилась на 26% год к аппг, а в Петербурге рост составил 18%. "Магазины одежды и обуви занимают 40% и более площадей торгцентров, сейчас мы видим открытие в сегменте новых арендаторов, привлекающих дополнительную аудиторию", — напомнил эксперт.
Между тем доля пустующих площадей в столичных и петербургских ТЦ постепенно снижается. Например, в Москве к концу сентября уровень вакантности таких объектов составлял 9,8%, сократившись за квартал на 2,4%, отмечает региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгении Хакбердиевой. Она полагает, что текущая ситуация обусловлена в том числе экспансией fashion-брендов, а к концу года свободных помещений будет оставаться всё меньше.
Более сдержанными прогнозами поделился руководитель направления исследований и консалтинга компании "Магазин магазинов" Андрей Сурков. По его мнению, к концу декабря доля пустующих площадей в московских ТЦ составит 12%, что на один процентный пункт ниже по сравнению с показателями за аналогичный период 2022 года.
В свою очередь директор департамента исследований рынка Maris Алены Волобуевой оценивает вакантность в петербургских торговых центрах на уровне 7,8% и считает, что по итогам четвертого квартала она будет ещё ниже: в городе растёт спрос на торговые площади со стороны fashion-сетей и ювелирных ретейлеров. В то же время о возможном увеличении арендных ставок на рынке торговой недвижимости речи пока не идёт, отмечают эксперты.
А вот посещаемость скорее всего продолжит расти. Как говорит Руководитель направления аренды торговых помещений CORE.XP Надежда Цветкова, рост трафика может произойти на фоне более внимательного отношения покупателей к скидкам и выгодным предложениям: столкнувшись с финансовыми трудностями, россияне будут тщательнее выбирать нужные товары.
Тем временем директор по управлению и развитию группы объектов Mall Management Group Алина Стрелкова рассчитывает, что в преддверии новогодних праздников посещаемость в объектах её компании вырастет на 15% к аппг, а товарооборот — на 20–25%. Также она отметила, что даже при стремлении потребителей сократить траты, увеличение оборотов будет происходить за счёт общего роста цен.
Хотя официальная статистика говорит о высоком уровне средней заработной платы в Петербурге, в реальности доходы горожан перестали успевать за ростом инфляции. В ходе недавнего опроса каждый второй житель Северной столицы признался, что стал больше экономить за последний год. При этом среди тех, что зарабатывает более 80 тыс. рублей, доля экономных петербуржцев (59%) выше, чем у респондентов с зарплатой до 50 тыс. рублей (42%).